Здоровое поколение


К концу 2020-х никто в этом больше не сомневался. Ни в Большой Европе, ни за ее пределами. Поколение, родившееся в 2000-х, выросло намного более крепким и здоровым, чем все предшествующие.

В поисках объяснения ученые и социологи ломали голову. Публиковали толстенные фолианты. Проводили бесконечные симпозиумы. Придерживаясь, правда, хорошей старой доброй формулы. Процесс – все, результат – ничто.

Медики, в свою очередь, выдумывали одну конгениальную теорию за другой. Естественно, по заказу. И за большие деньги. Чтобы поднять на рынке долю тех или иных лекарств. Кто посметливее, чтобы и госзаказ прибыльный хапнуть. Но и они все рассыпались как карточные домики.

Докопаться до истины никто так и не сумел. Свет же на нее проливают проигнорированные прессой мемуары основательницы влиятельнейшего холдинга «Кристина». Как раньше, так и сейчас прессу интересуют только она сама  да всевозможные скандалы и скандальчики. Желательно, поскабрезнее, покровавее и позабористее. Террористы, серийные убийцы, авиакатастрофы, например. А мемуары почившей в бозе бизнес-леди, пусть даже и самой достойнейшей, – кто же их читать будет, кроме самых близких родственников.

А зря. Если их сопоставить с тем, что было, да хорошенько поразмыслить, неотвратимо придешь к выводу, до чего старики были правы. Из века в век они нас учили вечной истине – хотя так вдолбить в наши головы ее и не сумели: слишком уж что-то старомодное, сентиментальное и даже где-то патриархальное в ней слышится – «Доброе слово лечит, а злое калечит».

К тому времени, с которого вся история начинается, Кристина уже завоевала солидный авторитет в мире предпринимателей и их партийных и государственных покровителей. Свои предпринимательские университеты она закончила. За плечами у нее было несколько десятков фирмочек и фирм, созданных под разные цели и в меняющейся конъюнктуре. Одни быстро прогорели или так и были задуманы однодневками. Другие выросли в крупный бизнес.

Еще она славилась дерзкими неожиданными ходами и комбинациями. Они собрали вокруг нее сильных талантливых людей, готовых побороться и за дело, и за красивую идею. Жертвами же этих комбинаций неизменно оказывались лохи, стяжатели и недобросовестные конкуренты.

Так что, помимо немалого капитала, сколотила она также хорошую команду, с которой можно было добиться многого, если ни всего. Команда ждала от нее только выстрела стартового пистолета, чтобы броситься на осуществление новой изысканной судьбоносной авантюры.

Надо было решать какой. После того как осела пыль, поднятая первым глобальным экономическим кризисом 2008-2009 годов, все виделось в несколько ином свете.

Кристина остановила свой выбор на телекоммуникациях. Проще говоря, на мобильной связи и всем конгломерате производств, ее обслуживающих. А также всем цикле предоставления соответствующих услуг, банковском и страховом их обеспечении и т.д. Чтобы ни от кого не зависеть. Чтобы никто удар в спину нанести не мог.

Стратегия выхода на рынок, привлечения и размещения инвестиций, приобретения мозгов и ноу-хау, захватов и поглощений, развертывания мощностей и сколачивания альянсов Кристине и ее команде была предельно понятна. Все детали они тщательнейшим образом отработали.

С созданием и продвижением нового бренда проблем тоже не было. Что можно было придумать лучше и притягательнее, нежели ее собственное имя. Оно покупало и подкупало лучше любых обещаний. И мужчин, и женщин. И детей, и взрослых. И наивных идеалистов, и знающих цену всему.

Не хватало лишь изюминки. Путеводной звезды. Чего-то такого, из-за чего бы дух захватывало. Чтобы народ отказался от прошлых пристрастий и предпочтений. Послал куда подальше привычные марки. И стал бы покупать только то, что она и ее люди предлагают.

И такая идея нашлась. Она как бы витала в воздухе. Странно, что до нее кто-то раньше не додумался. Кристина за нее первой ухватилась и заставила работать на свой бизнес.

Тогда все на здоровом образе жизни помешались. Стали запрещать курение – как будто оно страшнее, чем наркотики. Бороться против изменения климата, вдруг в одночасье забыв, что лишь благодаря его адаптативности жизнь на планете и поддерживается. Садиться на бесконечные диеты, в основном абсурдные, а потом мучительно, не жалея ни времени, ни средств, лечиться от заработанных по их вине болезней. Надрывать свое нетренированное сердце на беговых дорожках, в бассейнах и фитнессах.

Кристина придумала, как этим воспользоваться. Элегантно и беспроигрышно. Она купила несколько всемирно известных лабораторий. Привлекла к исследованиям нобелевских лауреатов. Пробила государственную программу. Устроила дикий ажиотаж в прессе. То есть все как надо подготовила.

И, наконец, объявила, что в выпускаемые ею мобильники, или чипы, или еще что-то (думаю, технические подробности можно пропустить) и продаваемую связь либо вмонтированы, либо подключены доселе невиданные генераторы особых электромагнитных колебаний. Они благотворно сказываются на иммунной системе человека. Они улучшают деятельность мозга. Они помогают врачевать любые болезни. Они открывают чакры и восстанавливают карму. В общем оказывают почти волшебное действие.

Это если покупатель настроится на предлагаемые ею гаджеты по-максимому. А если по-минимому, то по крайней мере никакого вреда здоровью от них не будет. В отличие, понятное дело, от продукции, втюхиваемой им всеми ее конкурентами.

Блестяще проведенная Кристиной медиатическая операция обвалила все остальные фирмы мобильной связи. И не только их. Мало кто выстоял. Одни, что поглупее, разорились. Другие, что посноровистее, к ее паровозику прицепились. Но признанным лидером за какие-то несколько месяцев стала ее группа компаний, превратившаяся в огромную горизонтально интегрированную империю. Охватывающую всех и вся.

Народ молился только на Кристину. Хотел – только Кристину. Бренд, понятно, не саму хозяйку. Покупал только Кристину.

Но как медиатические кампании строятся, вы знаете. Ежедневно вживую наблюдаете. Надо, чтобы все в один голос кричали, желательно повизгивая, что это здорово. Это неслыханно. Наконец-то рецепт найден. Эта штука действует. Об этом сказала такая-то знаменитость. В этом уверен такой-то авторитет. А о чем в действительности речь, что там и как происходит, надо молчать. Во-первых, это никто не понимает. И, во-вторых, обывателю второстепенные детали, которые благостную картинку заслоняют, не интересны.

Поэтому, что там такое прорывное придумали в купленных Кристиной всемирно известных лабораториях, осталось неизвестным. Что там изобрели нобелевские лауреаты, никто так и не узнал. И не узнает.

Скорее всего, ничего особенного. Так, мелочевку. Вдумайтесь, какое такое благотворное влияние  на здоровье человека могут электромагнитные колебания оказывать. Генерируемые отовсюду. Изо дня в день. Вопреки всем законам природы.

Но это все не имеет никакого значения. Абсолютно. Победителя не судят. Им восторгаются. Его восхваляют. На него молятся. Мелкие детали побоку. Глупые вопросы – тем более. Их задают только завистники, неудачники и мизантропы. А таких взашей. Чтобы победителем любоваться не мешали.

И правильно. Ведь настроила Кристина свою продукцию на какую-то там особую волну или нет, никакого значения действительно не имеет. Главное – все в это поверили!

Сотворенное Кристиной оказало на все человечество колоссальное, сказочно полезное терапевтическое воздействие. Оно встряхнуло всех, пробудив к жизни доселе дремавшие огромные внутренние резервы, которые есть у каждого, способные противостоять любым болезням и лечить любые хворобы.

Все сидит в наших головах. Как человек думает, как он ощущает, так и есть на самом деле. Или будет.

И это «будет» благодаря Кристине превратилось в «стало». Другие объяснения, почему поколение 2000-х выросло намного более крепким и здоровым, чем предшествующие, можете не искать.

© Марк ЭНТИН, д.ю.н., профессор,
директор Европейского учебного института
при МГИМО (У) МИД России