Посади видеокамеру


Это раньше было все так просто. По крайней мере, в Европе. О других местах судить не берусь. Надо было посадить дерево, построить дом и убить басурманина.

Все, правда, понимали это примерно так. Мол, речь о том, чтобы родить ребенка, основать и, по возможности, не развалить свое собственное дело и совершить что-то патриотичное.

А сейчас полный кошмар. Всю эту разнообразную, насыщенную жизненную программу заменил всего один слоган – посади видеокамеру.

Для тех, кто совсем не знает, куда, в какое место завел мир прогресс науки и техники, объясняю. Это в прошлой жизни видеокамеры были из металла со стеклянными объективами и чипами из кремния.

Теперь все они из биоматериалов. На биотехнологиях. Когда покупаешь. Хотя кто их сейчас покупает. Теперь их выдают в добровольно-принудительном порядке. Без этого нельзя.

Какой ты, к чертовой матери, гражданин, если к той или иной свободной государственной НПО не прикреплен. Не гражданин, а сплошная несистемная оппозиция. Которой и место только – на улице. И то – в отведенных резервациях.

Так вот, когда тебе их, эти видеокамеры, выдают – это зернышко, орешек или что-то похожее на каштан: в зависимости от твоего социального статуса – в них ДНК или какая-то другая программа роста заложена. Их надо посадить в землю, воткнуть в стену или оставить на столе.

И вырастет дерево. Ветвистое. Пучеглазое. На каждом – тысячи гляделок. На черенках висят. Каждый глаз как шарик или капля сплющенная. Одновременно во все стороны смотрят.

И все глаза подглядывают. Подсматривают. И куда надо стучат. То есть объективную информацию сбрасывают.

Всё как положено. На всех. Ну, конечно, на тех, кто в объектив, то есть,– тьфу ты, все на прежний язык сбиваюсь, – кто на глаза попадется. А они, глазки эти, высоко висят, далеко глядят.

Идея деревьев, видеокамерами увешанных, в чем заключается. В том, чтобы равенство полное обеспечивать, как принято в демократическом обществе.

Ведь ты их у себя сажаешь. Значит, следят они первым делом за тобой. Чтобы делал ты все правильно. Честно. Верноподданнически. По правилам.

Чтобы мысли у тебя были, какие надо – всем заповедям и руководящим принципам Европейского Совета и Коммунистической партии Китая соответствовали.

И чтобы из общего ряда, из таких же, как ты, составленного, не выбивался.

Вторым делом, чтобы обо всех твоих друзьях, близких, родственниках и просто знакомых докладывали. Вообще обо всех, кто на огонек заглядывает. О чем думают. Что делают. Или не делают. И что собираются.

И третьим делом – вообще о том, что вокруг творится. У соседей. Их знакомых и родственников. У проходящих мимо. И пролетающих. И проползающих. Ну, вообще обо всех и обо всем. Ведь только так равенство и демократию обеспечить можно.

А еще чтобы транспарентность была полная. И толерантность. Ведь, посуди сам, какая же это демократия без транспарентности и толерантности.

Поэтому подсматривающие глазки никогда не спят. Никогда работу свою на благо общества не прекращают.

Им все знать надо. Чтобы без утайки. Что пишешь. Что читаешь. Что говоришь. Ну, да это стандартный набор.

И что ешь, пьешь, потребляешь – без этого государственным компаниям и частному сброду высокую норму сверхприбыли не обеспечить, и конкурировать между собою сложно.

Само собой, как спишь. Зачем спишь. С кем. Не мучают ли кошмары. И о чем сновидения.

А когда сексом занимаешься, особенно с фантазией, на тебя все гляделки переключаются. Чтобы тем, кто не занимается, тоже весело и интересно жить было.

Ведь у нас с вами равенство и демократия. То есть, стремление к тому, чтобы все у всех было. Без исключения. И без шкурничества: мол, моя рубашка ближе к телу – ближе, чем общество, у тебя никого нет. И не будет.

К тому же надежный член общества должен быть открыт ему. Только тогда он и верным сыном наднационально-коммунального отечества считаться может.

На таких современное демократическое сверхгосударство и держится.

Так что сажай видеокамеры. Сажай. Без устали. И без сомнений. Выкинув их вместе с ушедшими в прошлое металлическими собратьями нынешних видеокамер. И надеждами на перемены – кому они нужны-то в демократическом обществе.

Тебе воздастся. Сторицей. И благодарные потомки поставят тебе памятники на каждом перекрестке. И твоим родственникам. И твоим друзьям. И твоим знакомым. И незнакомым. И все одинаковые. Из которых тоже деревья с видеокамерами расти будут.

© Марк ЭНТИН, д.ю.н., профессор,
директор Европейского учебного института
при МГИМО (У) МИД России