«Болонский процесс» под огнем критики


«Богатых родителей – всем!». Под таким необычным лозунгом в Берлине, Лейпциге и других городах Германии не прекращались даже перед рождеством выступления университетских студентов. Они протестуют против пагубных последствий для системы просвещения, которые несет с собой, по их мнению, «Болонский процесс». А именно: несправедливый допуск к учебе в вузах, перенасыщенные программы обучения, особенно семинарских занятий, хроническая нехватка финансирования. В Германию волна протестов докатилась из Австрии, затем была подхвачена в кампусах Великобритании и Швейцарии.

Общеевропейский проект, получивший название от подписанной в итальянском городе Болонье в 1999 году декларации, с самого начала выходил за рамки Европейского Союза – его поддержали тогда 29 стран. Россия присоединилась в 2003 году, многие бывшие советские республики – в 2005-м. Он был задуман как эффективный инструмент реформы высшего образования в Старом Свете, призванный ускорить интеграцию европейских стран в этой важной сфере. Изначально ставилась весьма амбициозная задача: сформировать к 2010 году единое пространство высшего образования на континенте, что означало бы, в частности, взаимное признание дипломов и ученых званий.

Однако по мере приближения этой даты становилось все более очевидно, что, несмотря на определенные успехи в унификации, гармонизации и интернационализации систем высшего образования, прежде всего, государств Европейского Союза, до создания общеевропейского пространства в этой сфере еще далеко. К тому же во многих странах против некоторых реформ, предусмотренных «Болонским процессом», начали возражать не только студенты, но и преподаватели вузов.

Пожалуй, свое неприятие этой перестройки по-болонски (напомним: в Болонье находится старейший не только в Европе, но и мире университет) наиболее активно выражают в последнее время немецкие студиозы. Минувшей осенью они бунтовали в 35 городах страны.

В Германии, Испании и ряде других стран ЕС студенты считают, что осуществление реформ в соответствии с «Болонским процессом» неизбежно ведет к узакониванию слишком элитных систем образования, поскольку лишь избранные – те, у кого есть деньги на продолжение учебы – смогут получить ученую степень магистра. Одновременно молодежь ФРГ недовольна неуклонным повышением платы за учебу в университетах и ухудшением качества высшего образования. Нынешний финансово-экономический кризис добавил масла в огонь. Молодежь все громче задает вопрос: почему власти находят огромные деньги на поддержку банков, но не могут наскрести субсидии для вузов? Впрочем, министр науки и образования Аннете Шаван пообещала увеличить финансирование системы просвещения в октябре 2010 года, но при этом не стала называть сумму, которая будет выделена на эту цель.

Игорь ЧЕРНЫШОВ

Кстати
Международная некоммерческая организация Atomium Culture создана в конце ноября в Брюсселе. В нее вошли многие крупнейшие университеты, промышленные компании и ведущие газеты Европы.
Главные задачи нового объединения – расширять обмен знаниями среди стран континента, делая их более доступными для европейцев, всячески способствовать инновационным исследованиям, содействовать их внедрению в производство и распространять соответствующую информацию через солидные органы печати.