Притча о людях земли


Всё-таки европейцы – народ какой-то серенький, невзрачный, нелюбознательный. Тысячелетие за тысячелетием создают некую бескрылую цивилизацию. Вместо воздушных замков возводят города, похожие то ли на термитники, то ли на муравейники. Жмутся, лепятся к земле. Боятся от неё оторваться. А в душе презирают себя за это. Ведь все их помыслы, все самые дорогие их сердцу мечты только об одном – о небе. Седьмом – не седьмом, не важно. Главное – что о небе.

Но никогда они не задаются вопросом, почему. Что вынудило, что заставило их вдавливаться в землю, стелиться по её поверхности. Отчего они за неё так цепляются. А если бы задались, то узнали бы для себя много нового. Может быть, тогда открылось бы, почему не подвластны им ни море, ни воздух. И, глядишь, попытались бы они в себе что-что изменить…

Ведь когда-то очень-очень давно, так давно, что о том времени не сохранились ни легенды, ни предания, было на планете всё совсем иначе. Бок о бок жили на ней люди моря, люди неба и люди земли.

У людей моря были жабры и плавники. У людей неба – крылья. У людей земли – руки, которыми можно было держать остроконечные палки, заточенные дротики и обтёсанные камни. А в остальном они почти не отличались друг от друга.

У каждого из них была своя стихия. Но своей особостью они не кичились. И жили все вместе, не деля ничего между собой. Ведь этого требовала сама природа. Совместное существование было необходимостью. К тому же оно давало им так много.

Люди неба все дни напролёт проводили в небе. Они знали и понимали язык птиц и других его обитателей. Они рады были быть с ними и воспринимали их как членов своей семьи. Но и земля им была нужна как воздух. По тысяче разных причин. Не только для отдыха и для того, чтобы набраться сил. Но и для общения и совместного ведения хозяйства с людьми земли.

Люди моря почти не вылезали из воды. Она полностью удовлетворяла все их потребности. И со всеми, кто её населял, они прекрасно ладили. Но лишь выходя на землю, они могли оценить всю прелесть своего существования. Здесь они ощущали чувство свободы с какой-то совершенно иной пронзительной силой. К тому же только на земле могли они реализовать свою тягу к творчеству и созиданию.

В свою очередь, люди неба и моря щедро делились с людьми земли богатствами и возможностями своих родных стихий. Они учили их премудростям воздуха и воды. Раскрывали людям земли самые сокровенные секреты, погребённые в их толще. Брали людей земли с собой в небо и в море. Показывали им, как нужно летать и плавать. И только благодаря этому люди земли могли по-настоящему насладиться жизнью. Лишь с помощью всех остальных они обретали какую-то законченную цельность своего существования.

Казалось, такая мирная безоблачная идиллия будет длиться вечно. Но увы… Может быть, ось планеты в очередной раз куда-то не туда сдвинулась. Или резко усилилась вулканическая активность. Или по каким-то другим причинам произошла резкая разбалансировка климата. А может, изменения очень долго, но медленно накапливались, но никто не обращал на них внимания. Либо – и такой вариант тоже возможен – произошёл сбой на генетическом уровне или вообще в коде развития цивилизации…

И времена «тучных коров» закончились. Земли и всего того, что на ней растёт, стало мало. Так мало, что на всех её хватить теперь больше не могло.

Это когда вокруг золотой век, всё есть и ничто не мешает купаться в изобилии, все такие белые и пушистые. Все думают друг о друге, преисполнены заботой о ближнем и предаются альтруизму. А вот когда речь идёт о выживании, когда пищи элементарно не хватает, когда силы на исходе, а более удачливый родич с тобою, как тебе кажется, не считается и тебя чего-то лишает, ситуация в корне меняется. Всё самое неизменное, о чём никто раньше и не подозревал, из глубины души поднимается на поверхность. И жизнь начинает играть совсем другими оттенками.

Вскоре между людьми земли и людьми неба и воды начались бесконечные раздоры. С годами распри усилились. Они стали определять всё. Из близких друзей и членов одной большой общей семьи люди земли, неба и воды превратились в соперников. Дальше больше – они стали видеть друг в друге врага.

Да и как иначе, если омерзительным букетом на планете расцвели запреты, двурушничество, грабежи. Список обид и взаимных претензий неуклонно пополнялся. То люди земли, доведённые до отчаяния, разорят гнездовья птиц, о благополучии которых заботятся люди неба. То, в свою очередь, люди неба, не разобравшись, потравят посевы. То люди моря заявят, что их стихия – не только безбрежные водоёмы, но и все соединяющие их перешейки, и все реки и озёра, и даже грозовые тучи, проливающиеся на землю драгоценной влагой.

За враждебностью последовали стычки. За стычками столкновения со смертельным исходом. А там и бесконечная вереница войн. Всё более кровавых и беспощадных. Вспыхивающих буквально из-за ничего.

И тогда люди земли, неба и воды решили: надо размежеваться. Да, когда-то они жили все вместе и сообща вели одно большое хозяйство. Но так продолжаться больше не может. Те времена давно прошли. Теперь каждый сам за себя.

И поделили они между собой стихии. Полностью и бесповоротно. Всё до последнего кусочка. За людьми неба остался воздух, за людьми моря – безбрежные водоёмы, за людьми земли – естественно, суша.

И стали блюсти разобщённые народы установленные таким образом границы. До сантиметра. С оружием в руках. Жестоко и беспощадно.

Только вовремя не поняли они, что в их решениях столько же логики, сколько и её отсутствия. Ведь для нормальной жизни каждому из народов нужны были все три стихии. Не учли, что люди земли, наделённые руками, дающими им власть над предметами, а не только зубами и когтями, окажутся заведомо настырнее в следовании опрометчиво достигнутым договорённостям.

Первым поплатились за допущенную ошибку люди неба. Ведь гнёзда они могли устраивать только на земле. Вскоре их не стало. И воспоминания о них были вытравлены из человеческих сердец.

Потом дошла очередь до людей моря. Однако у них была хоть какая-то возможность адаптироваться. Они предпочли пожертвовать человеческой культурой, видоизменились и ассимилировались с остальными обитателями моря, растворились в них.

Но и воцарившимся на планете людям земли победа досталась дорогой ценой. Они безвозвратно расстались с цельностью своего существования. Навсегда остались ущербными, прикованными к земле. К тому же злыми, завистливыми и кровожадными. Полностью утратили способности, которые раньше в них поддерживали люди неба и моря, – перемещаться в воздухе и воде, летать как люди неба и плавать как люди моря.

Только горечь в душе осталась и жажда очиститься, да не осознаваемая тяга к потерянным ими стихиям.

© Н.И. Тнэлм