Пришествие серой пелены


К началу второго десятилетия XXI века борьба против изменения климата вобрала в себя и поглотила все остальные направления человеческой деятельности, став приоритетом для всех. Она приобрела столь напряжённый характер, что отнимала большую часть сил у политиков, бизнеса, научного сообщества. Ни до чего другого, происходящего с планетой, руки у них не доходили. Да, признаться, и внимание ни на что другое не обращалось. Только на ослабление антропогенного эффекта. Только на сокращение вредных выбросов и строительство зелёной экономики. Особенно много для этого сделал Европейский Союз.

ЕС и его государства-члены раньше других приняли необходимые меры. Они подвигли все остальные страны совершить первые робкие шажки. Им принадлежало первенство в постановке проблемы. Естественно, что сначала именно они закрепились на первых ролях. Правда, потом, как не раз уже случалось в прошлом, их потеснили Соединенные Штаты.

Под влиянием и тех, и других были разработаны многочисленные международные программы. Согласованы универсальные международные договоры – первый, второй, третий. Всеобъемлющие и амбициозные. Которые, к тому же, ещё требовалось выполнять. Поэтому со временем национальное законодательство сделалось совершенно безжалостным и нетерпимым к загрязнителям.

Все люди оделись в тогу борцов с потеплением. Ни о чём другом никто больше не думал. Не глядя по сторонам. Привычно катясь по пробитой политиками наезженной колее. Даже говорить или думать о чём-то другом сделалось немодным, а то и вообще опасным. Для личного престижа, имиджа и благополучия.

Но, как поняли, к сожалению, с большим опозданием, вектор движения общества был задан неправильно. Оказалось, что колея ведёт не туда. Нужно было бороться с совершенно другой бедой. Создавать качественно иной единый фронт людей, народов и государств. Причём, с самого начала. И очень-очень давно.

Как это могли проморгать, уму не постижимо. Стало ли это следствием заблуждения, политической близорукости или злого умысла, уже никакого значения не имело. Будущее настало. И совсем непохожее на то, которое рисовали в книгах учёные и расписывали в предвыборных речах политики. Беда пришла, откуда не ждали.

Новый неожиданный феномен возник сначала над Мексикой, прибрежными штатами США и расположенными неподалеку островами. Возник как-то очень простенько. Неприметно. Буднично. Как водится, его почти что и не заметили. Происходящему просто не придали значения. И только когда феномен распространился вглубь Америки, СМИ ударили в набат. Но пока люди, наконец, сообразили, что им грозит, бороться было уже поздно.

Расползшуюся по Западному полушарию серую пелену сначала было приняли за обычные облака. Ну да, какие-то чересчур осенние. Слишком однотонные. Беспроглядные. Тягучие и бесконечные. Но облака, к которым все давно привыкли. Чего же их было бояться.

Однако это были не совсем облака. Они чем-то в корне отличались от своих пушистых собратьев, которыми люди любовались с незапамятных времён, и их грозных свинцовых родичей – предвестников обильных дождей и красочных молний. Лёгкие облака уплывали или постепенно поднимались вверх и растворялись в воздухе под горячими лучами солнца. Грозовые тучи проливались дождём, в худшем случае осыпали землю градом, но тоже исчезали. Серая пелена никуда не уходила. Она никуда не исчезала. Она со временем становилась лишь ещё плотнее и разрасталась, разрасталась, разрасталась. Унылая. Безнадёжная. Ватно-непроницаемая. Вызывающая оторопь, страх, отчаяние.

Она полностью накрыла Соединённые Штаты. Потом Канаду. И, увеличиваясь в размерах, как раковая опухоль, устремилась на восток – в Европу, на запад – в Азию, на север – в Арктику и на юг – в Латинскую Америку. Не встречая сопротивления. Неудержимая и неотвратимая.

Какое-то время ей противились только великие африканские и азиатские пустыни, где всегда светит солнце. Дольше других держались сады Средиземноморья. Но и они сдались. Может, чуть медленнее, чем другие.

Серая пелена покрыла всю планету. Всю. Полностью. Без исключения. На Земле не осталось ни одного клочка суши или моря, над которым бы не нависал серый однотонный занавес.

Солнца не стало. Вслед за солнцем с поверхности Земли исчезли яркие краски. А потом серая пелена стёрла и улыбки с человеческих лиц. Да и откуда им взяться, если вокруг правит бал одна только серая пелена. Висит. Давит. Душит. Иногда проливается моросящим противным дождиком. Иногда разражается всполохами молний и беспощадными нескончаемыми водопадами струй. Но по-прежнему висит. Никуда не исчезая и не уходя.

Ответ властей на случившееся несчастье был, как всегда, беспомощным и убогим. Нескончаемые выступления, заявления, заседания, обсуждения, форумы. Затем доклады и комитеты мудрецов. И общим фоном – несбыточные обещания, обещания, обещания. Но никаких конкретных дел.

Вначале потому что никто не знал, что делать. Потом – из-за того, что неподготовленная к такому удару мировая экономика в очередной раз рухнула, еще не оправившись от краха 2008-2010 годов, и нужно было в пожарном порядке заниматься безработицей, социальными протестами, кошмарной рецессией.

А когда с социальными и экономическими передрягами в основном разобрались, не скоро – но разобрались, выяснилось, что против непримиримой борьбы с серой пеленой выступает мощная армия лоббистов.

Тех, кто спроектировал, построил и развесил над землёй псевдосветила – маленькие, большие и гигантские, так напоминающие настоящее и хоть в чём-то заменяющие его.

Тех, кто разработал и соорудил десятки, сотни, тысячи бескрайних воздушных платформ, висящих над пеленой. Их освещало и согревало настоящее Солнце. На них можно было подняться ненадолго, заплатив, как за экскурсию. Причём, плата за входной билет, особенно поначалу, зашкаливала. Но, если позволяли средства, можно было жить на них и постоянно. Или, для чего, правда, требовались уже бешеные деньги, даже использовать под офисы.

И многих-многих других.

Сон разума всегда порождает чудовища. Мир вновь раскололся. В этот раз на тех, кто может себе позволить солнце, хоть чуточку или очень даже много. И тех, кто всегда остаётся на дне.

Тех, для кого и раньше жизнь была серой пеленой.

© Н.И. Тнэлм