Дипломатическая головоломка


Планируемая реорганизация дипломатической службы Европейского Союза вызывает озабоченность у значительной части депутатов Европарламента. Эти изменения предусмотрены подписанным в конце прошлого года Лиссабонским договором о реформе ЕС, который пришел на смену проваленному на референдумах во Франции и Нидерландах проекту единой европейской конституции.

В частности, парламентарии полагают, что введение поста министра иностранных дел ЕС неизбежно усилит влияние крупных стран, в ущерб его исполнительному органу – Европейской Комиссии, а также более мелким партнерам объединения. Многие политики задают вопрос, какую роль теперь будет играть Брюссель во внешней политике?

В Лиссабонском договоре говорится, что министр иностранных дел ЕС должен «взаимодействовать с национальными дипломатическими службами», а также с постоянными представительствами Союза за рубежом. Однако в тексте не упоминаются организационные вопросы, имеющие важное политическое значение, которые связаны с новым постом.

В Брюсселе считают, что нынешние 120 представительств ЕС за границей должны быть преобразованы в посольства, а их сотрудники-дипломаты будут получать жалованье из союзного бюджета, что сохранит влияние Комиссии на внешнюю политику «двадцати семи». Пока без ответа остаются вопросы, будет ли квота выделяемых каждым государством экспертов зависеть от размеров страны, и получат ли эти чиновники дипломатическую неприкосновенность. Пока неясно также, должны ли они заниматься торгово-экономическими темами.

На этот фон налагается беспокойство ряда стран, прежде всего, Великобритании, по поводу возможной потери самостоятельности во внешней политике, если деятельность единой дипломатической службы ЕС не будет тесно увязана со стратегиями министерств иностранных дел каждого из 27 государств, чего добиться даже при желании будет не так-то просто.

Ожидается, что в период председательства Франции в ЕС во второй половине текущего года Парижу придется вплотную заняться решением этих непростых проблем.

Напомним: министр иностранных дел и его дипслужба начнут действовать в январе 2009 года, когда Лиссабонский договор должен вступить в силу.

Андрей ЗВЯГИНЦЕВ

Полсотни европейских политиков создали Европейский совет иностранных дел, с целью, как говорится в их заявлении, «продвигать более сплоченную и твердую внешнюю политику ЕС, чтобы лучше противостоять великим всемирным вызовам, таким как изменение климата, бедность и распространение ядерного оружия».
Возглавит новый «мозговой центр» бывший президент Финляндии, специальный посланник ООН по проблеме Косово Мартти Ахтисаари.
Входящий в руководство этой организации бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер заявил, что ее деятельность «не ограничится ролью «мозгового центра», а будет оказывать давление на правительства разных стран», чтобы Европа действовала во внешней политике как единое целое.
Среди 50 политиков – бывшие премьер-министры, экс-члены Европейской Комиссии, а также известный американский филантроп, миллиардер Джордж Сорос.
Постоянные представительства Европейского совета иностранных дел откроются в Берлине, Лондоне, Париже, Риме, Мадриде, Варшаве и Софии.

№2(19), 2008