Времени на раскачку не осталось


По мнению экспертов, европейский рынок труда нуждается в срочных реформах

Жители стран, входящих в Европейский Союз, справедливо гордятся свой развитой и эффективной системой социальной защиты. Но в мире, увы, не бывает ничего вечного, а потому угроза распада нависла и над этим несомненным достижением Европы.

Не слишком ли сгущены краски? Давайте разберемся. Есть практически никем не оспариваемый демографический факт: к 2050 году, до которого осталось меньше, чем многим кажется, население стран ЕС уменьшится на 20 миллионов. Применительно к социальной сфере это выльется в очевидный результат. Если сейчас один пенсионер, читай – человек, которого надо содержать, приходится на четверых работающих, то к 2050 году этих самых работающих будет двое, а то и меньше.

Выход из ситуации, по мнению экспертов, может быть только один: срочно реформировать рынок труда, чтобы число реципиентов – получателей социальной помощи – заметно снизилось. Как этого добиться?

Надо резко снизить безработицу, в особенности среди женщин, людей старшего возраста, этнических меньшинств, инвалидов и низкоквалифицированных работников. Для этого придется отказаться от различных схем досрочного выхода на пенсию, заметно поднять пенсионный возраст и разработать меры по привлечению к труду пожилых людей. Причем речь в экспертном сообществе ведется о том, чтобы платить ветеранам без всякой выслуги лет и прочих накруток, а в соответствии с их реальной производительностью труда. Или, попросту говоря, сколько наработают, столько и получат. Понятно, что в целом ряде профессий 60-летние не смогут тянуть лямку с тем же напором, что и 30-летние, а значит, в день зарплаты их конверт окажется куда тоньше…

Для проведения реформ, которых, похоже, не миновать ни одной европейской стране, специалисты считают существенными четыре момента. Первый – защитительное трудовое законодательство не должно снижать гибкость рыночных механизмов. Второй – политика на рынке труда должна быть очень активной. Третий – работникам придется учиться и переучиваться всю трудовую жизнь, чтобы иметь постоянное рабочее место. И четвертый – систему социальной защиты, пусть и реформированную, надо будет сохранить, ибо этого требуют граждане европейских стран. Согласитесь, что увязать это в единый исправно функционирующий механизм – головоломка не из простых.

Может быть полезным окажется датский опыт, ведь эта скандинавская страна выработала своеобразную модель, которую называют «флексикьюрити» – своеобразная комбинация английских слов «флексибилити» (гибкость) и «секьюрити» (безопасность). Суть ее вкратце сводится к тому, что датские компании легко могут нанимать работников, а при необходимости – так же легко избавляться от них. Безработным гарантирован определенный доход, но в то же время особо долго бездельничать им не дадут, всеми силами побуждая устроиться на работу.

Результат, в общем-то, впечатляет: безработица в 2007 году снизилась до уровня в 3%, что на общеевропейском фоне смотрится просто прекрасно. Все бы хорошо, но есть и одно «но». Йеспер Хартвиг Педерсен, руководитель датской национальной Дирекции по труду подчеркивает, что «экспортировать» эту модель в другие страны Союза будет весьма затруднительно. «Эта система очень дорогостоящая, – подчеркивает он. – Если считать в процентах от ВВП, то расходы на трудовую силу в Дании окажутся вдвое выше, чем в среднем по ЕС. Наша модель создавалась долгими годами и, кроме того, имеет глубокие исторические корни». Добавим к этому, что в восьмидесятимиллионной Германии те же меры могут привести к несколько иным результатам, чем в пятимиллионной Дании.

Итак, ситуация сильно напоминает замкнутый круг. Все понимают, что делать что-то надо, причем довольно срочно. Но решимости, чтобы проводить преобразования, которые обречены быть непопулярными, пока у большинства политиков не хватает.

Антон ЧАШКИН

№12(17), 2007