Итальянцы без спагетти?


Итальянцы провели целый день без покупки любимой «пасты» – так на Апеннинах называются все виды макаронных изделий, которые, как знает всякий уважающий себя гурман, являются самостоятельным первым блюдом, а не вульгарным гарниром ко второму блюду. С такой инициативой выступили 4 ассоциации по защите прав потребителей, чтобы выразить протест против стремительного подорожания не только любимой итальянской еды, но и всех мучных изделий, а также множества других продовольственных продуктов и услуг.

Трудно сказать, сколько итальянцев действительно совершили над собой усилие и целый день не покупали «пасту». Организаторы говорят о падении продажи в этот сентябрьский день хлеба и макарон на 50%, эксперты скептически оценили эти данные, но не в этом суть. Суть в быстром росте стоимости повседневной жизни, которая, как и во многих других странах, не находит отражения в официальной статистике. Цифр и сравнительных данных приведено множество, и они нередко противоречат друг другу. В данном случае можно ограничиться такими: официальные темпы инфляции в Италии по итогам 2007 года должны составить 1,7%. При этом цены на продовольствие поднимутся на 20%. Конечно, как и во всякой развитой стране, доля продовольствия в потребительской корзине составляет немного – 15%. Но если учесть, что в Италии самые дорогие в ЕС бензин и электроэнергия, то картина получается своеобразная.

Почему ассоциации потребителей призвали бойкотировать именно «пасту»? «Действительно, дорожает не только она, – признают организаторы. – Это распространяется на все основные продукты, такие как молоко, хлеб, яйца, а также железнодорожные билеты, свет и так далее. Мы выбрали «пасту», поскольку этот товар для Италии символичен».

Какие же претензии к цене на макароны? В нынешнем году пачка спагетти подорожала на 20 евроцентов. Пустяк? Для другой страны, может быть, и пустяк. А в Италии в среднем один человек съедает ежемесячно 1,4 кг «пасты». Ассоциации потребителей посчитали, что в годовом исчислении на среднестатистическую семью это обернется тратой дополнительно 700 евро. Обменный курс к рублю узнать легко – считайте сами.

Приводятся и другие цифры. За 20 лет цена на макаронные изделия в Италии поднялась на 750%! Фабриканты ссылаются на подорожание зерна и муки. Однако возьмем только 2007 год, особо неудачный для зерновых как из-за погодных условий в целом в мире, так и из-за модного увлечения биотопливом, когда вместо продовольственных целей многие культуры перерабатываются на экологически чистое топливо. В некоторых случаях в Италии отдельные виды «пасты» подорожали с начала года на 50%, тогда как мука – на 13%.

Было бы неправильно видеть в происходящем исключительно итальянское явление. В соседней Франции, которая также славится великолепной кухней и любовью своего населения вкусно поесть, происходит нечто подобное. Конечно, таких зрелищных проявлений протеста нет, но символический барьер преодолен: во многих парижских булочных цена знаменитого французского хлеба типа «багетт» достигла 1 евро, тогда как еще летом она колебалась в пределах 75-95 евроцентов за штуку. В целом, к концу года Федерация предприятий хлебопекарной промышленности страны ожидает роста цен на свою продукцию на 8%.

За несколько десятилетий государства Европейского Союза, Франция и Италия в первых рядах, добились таких выдающихся достижений в аграрной области, что не только смогли кормить себя и часть окружающего мира, но и сталкивались с хронической проблемой перепроизводства. В условиях голода во многих регионах мира можно пускаться в морализаторство на тему «одни голодают, другие не знают куда девать». Но рыночная экономика живет по своим законам. В итоге ЕС платил большие деньги за сдерживание производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, хранение излишков – ради поддержания уровня цен, предотвращения их обвала. Первым среди таких товаров было сливочное масло.

Теперь получается другая картина. За год цена на молоко удвоилась – с 2 тысяч до 4 тысяч евро за тонну. Газета «Фигаро» подсчитала, что в ЕС для удовлетворения спроса не хватает миллиарда литров молока. В итоге сливочное масло подорожало за этот период на 40%. Крупнейшие компании, производящие молочные продукты в Европе, объявляют о росте цен на все изделия, от йогуртов до сыров – на 4-5% в год.

Эта тенденция просматривается в ЕС в птицеводстве, производстве куриных яиц, свиноводстве, изготовлении шоколада, фруктовых соков, выращивании овощей и фруктов и многого другого. Подобное происходит и в других отраслях экономики: подорожание древесины ведет к росту цены бумаги и стройматериалов.

Так что суточное воздержание итальянцев от «пасты» скрывает более серьезное явление, а не просто локальный курьез. Вопрос в том, насколько долго сохранится эта новая тенденция и к каким глобальным сдвигам она приведет, если не окажется неприятным, но все же эпизодом.

Светлана ФИРСОВА

№10(15), 2007