Польша и смертная казнь


Правящие Польшей близнецы Лех и Ярослав Качиньские (соответственно президент и премьер-министр) замахнулись на одно из европейских табу – отказ от смертной казни.

Правящие Польшей близнецы Лех и Ярослав Качиньские (соответственно президент и премьер-министр) замахнулись на одно из европейских табу – отказ от смертной казни.

Начал глава государства, высказавшись за возвращение к этой мере наказания за некоторые преступления, иначе, как он выразился, «преступники получают невероятное преимущество над жертвами, смерть получает преимущество перед жизнью». Президент призвал ЕС пересмотреть нынешнюю практику отказа от смертной казни.

Это вызвало переполох в Брюсселе и столицах ЕС, равно как и в Совете Европы. Самое хлесткое и короткое высказывание из этого хора принадлежит, пожалуй, представителю Европейской Комиссии Стефану де Ринку: «Смертная казнь несовместима с европейскими ценностями».

Исправить положение взялся польский премьер. Он вступился за брата-близнеца, уточнив, что тот высказал лишь личное мнение. При этом Ярослав Качиньский не отмежевался от него по существу вопроса.

В принципе трудно себе представить президента какой-либо страны, который публично высказывает пусть и личное мнение по острой проблеме и не готов за свои слова отвечать…

В самой Польше, которая в ЕС входит с 2004 года, действия близнецов рассматривают во внутриполитическом контексте. В ноябре там грядут важные выборы, партия Качиньских идет к ним не в очень хорошей форме. Поскольку большинство поляков высказываются за смертную казнь, их расчет может состоять в попытке поправить дела, набрать популярность. Зря только мишенью избран ЕС и его ценности. Хотя поддержка Союзу в Польше уже не такая, как одно время, его институтам доверяют, согласно опросам населения, 56% поляков, а собственным лидерам – всего 22%.

Светлана ФИРСОВА

№3, 2006