Главная > Тенденции & прогнозы > Это страшное слово: дефицит

Это страшное слово: дефицит

image_pdfimage_print

Лондон, финансовая столица мира, теряет кредит доверия

В Великобритании второй человек в вертикали исполнительной власти после премьера, если вынести за скобки царствующую особу, – канцлер казначейства. То есть, министр финансов. К словам занимающего эту должность Алистера Дарлинга прислушиваются. Им верят или хотят верить. Тем паче на фоне слишком вяло отступающего экономического кризиса.

Многие по этой причине наверняка восприняли как валериановый коктейль недавнее заявление Дарлинга (фамилию можно перевести как «дорогуша»), что в текущем финансовом году бюджетный дефицит сократится на 10 миллиардов фунтов стерлингов против прежних прогнозов и составит «всего» 167 миллиардов. Но если вдуматься, то эта «недостача» почти равна всему ВВП Португалии.

Вне сомнения, с не меньшим воодушевлением воспримут и предсказание Дарлинга, что совокупный госдолг к концу финансового года не превысит 54% ВВП, затем к 2014 году подрастет до 75% ВВП, но следом устремится вниз по наклонной. «У нас будет самый быстрый план по снижению дефицита среди стран «семерки»,– успокоил канцлер широкую британскую общественность, умело подверстав ссылку на менее благополучных коллег по клубу избранных. По его словам, в США, Франции и Германии госдолг и вовсе превышает 80% ВВП.

Свежо предание, да верится с трудом. Старорежимное представление о банкирах лондонского Сити и правительства Её Величества как о гроссмейстерах финансовых шахмат, знающих все ходы наперёд, ушлых и проворных, уже потрескалось, как вынесенное на мороз зеркало. Рейтинговое агентство Standard & Poor's в эти же дни провело экстраполяцию неблагоприятных тенденций в экономике и финансах и предсказало, что уже к концу года суверенный долг Британии может достичь 77% ВВП, а если ничего в экстренном порядке не предпринять, то через четыре года госдолг сравняется с ВВП.

В качестве угрозы агентство S&P предупредило, что с учётом тенденции, обозначенной термином «негативная», если после майских парламентских выборов не появится внятного курса на рассасывание дефицита, нынешний престижный долгосрочный рейтинг Британии «ААА» будет понижен. Угроза реальна. Хотя находившаяся в преддефолтном состоянии Исландия избежала краха и позора, агентство S&P всё же понизило ее рейтинги по обязательствам в национальной валюте с BBB+ до BBB.

Озабоченно посматривает на Британию и международное рейтинговое агентство Fitch Ratings. Там вынуждены учитывать кардинальные перемены, произошедшие с бывшей «мастерской мира». Сегодня расположенные на Британских островах производственные мощности принадлежат в основном транснациональным корпорациям или более мощным континентальным компаниям, а три четверти ВВП создается в сфере услуг – банковских, страховых и брокерских, а также в консалтинге. В случае ухудшения конъюнктуры иностранные инвесторы могут свернуть производство и отказаться от интеллектуальных, но всё же виртуальных услуг.

Кабинет Гордона Брауна отдаёт себе отчёт в уязвимости своих экономических опор. И поэтому стратеги казначейства разработали триединую формулу уменьшения заимствований, дефицита и госдолга. Первая составляющая «нового курса» Алистера Дарлинга: повышение налогов (а куда деваться?), что должно пополнить закрома родины на 19 миллиардов фунтов стерлингов, правда, на протяжении четырех лет.

Второй элемент: «оптимизация» (этот эвфемизм обозначает обычно сокращение) государственных расходов, что принесёт еще 20 миллиардов. Сумма невелика, что неслучайно. Премьер Браун высказался без обиняков: «Некоторые требуют немедленного сокращения государственных расходов. Я полагаю, подобная политика будет неправильной и опасной. Сокращать сейчас – это значит ставить под удар восстановление экономики, которое уже позволяет сокращать расходы больше, чем планировалось. Ускоряться в условиях неопределённости – значит брать на себя огромный риск в отношении рабочих мест, доходов и нашего будущего».

А вот и третья корзина, которая обязана заполниться доходами, ожидаемыми от оживления экономики после выхода из кризиса (сколько именно, счётоводы Дарлинга предположить не рискнули). Наконец, есть обоснованная надежда выручить порядка 16 миллиардов фунтов с помощью продажи в частные руки государственной собственности.

Верный, хотя и мало популярный способ прирастить доходную статью бюджета – накрутить налоги. Дарлинг откровенно поведал, что топливный налог будет повышаться каждый месяц, но не скачками, а всего на 1 пенс. Прибавка к доходам составит 550 миллионов фунтов. Одновременно увеличатся акцизы на алкогольные и табачные изделия, и даже сидр в категории крепких напитков подорожает за счет 10%-го роста акцизной марки.

Такая практика не нова. Но есть прелюбопытная особенность у брауновского движения в сторону закручивания финансовых гаек. Лейбористы вдруг вспомнили, что они в душе, под многослойным покрывалом холодного прагматизма, – наследники идеологии социальной справедливости, часто ассоциируемой с понятием «социализм». А потому вознамерились частично переложить тяготы кризиса на плечи самых обеспеченных и потому беспечных слоев населения, часто называемых в обиходном языке «haves» в отличие от неимущих – «have-nots».

Дарлинг не стал облагать дополнительной данью не только малообеспеченные слои, но и средний класс. Зато вводит 50%-ную ставку подоходного налога для тех, кто зарабатывает свыше 150 тысяч фунтов стерлингов в год. Вдобавок до 5% будет доведён гербовый сбор на продажу недвижимости стоимостью свыше 1 миллиона фунтов.

Такой избирательный подход имеет и чисто политическую подоплёку: не вспугнуть электорат. Имущие классы традиционно голосуют за консерваторов, их не переманишь. А обидеть малоимущих, всегда более симпатизировавших лейбористам, они же «трудовики», – проще простого.

Единственное, что заставляет сомневаться в эффективности, как экономической, так и пропагандистской, предложенного эконометристами мистера Дарлинга плана, так это дефицит времени. У лейбористов не остается достаточного временного маневра, чтобы получить какие-либо конкретные результаты и убедить избирателей в своей состоятельности.

Владимир МИХЕЕВ

№4(43), 2010