Главная > Тенденции & прогнозы > Призрак нового продовольственного кризиса

Призрак нового продовольственного кризиса

image_pdfimage_print
На протяжении десятилетий члены Европейского Союза и другие развитые страны тратили на помощь развитию колоссальные средства. Однако ни искоренить самые отвратительные формы бедности и нищеты, ни предотвратить жестокий мировой продовольственный кризис, грянувший несколько лет назад, они не смогли. Тогда дело дошло до голодных бунтов в самых разных регионах планеты. Потом вроде бы все более-менее утряслось. Но ненадолго. Специалисты вновь бьют тревогу. Если нынешние тенденции сохранятся, если ЕС и другие ведущие игроки не изменят свою политику, новый кризис неизбежен. Вопрос не в том, случится он или нет, а только в том, когда и с какой силой вспыхнет новый пожар.

Об этом в многочисленных интервью ведущим мировым СМИ и со страниц выпускаемых им докладов не перестает предупреждать спецдокладчик ООН Оливье Шуттер. В 2008 г. 900 млн. человек, живущих в большинстве своем в беднейших развивающихся странах, но и отнюдь не только там, регулярно недоедали. За 2008 – 2009 годы скачок цен на продовольствие удалось обуздать. Они вернулись на предкризисный уровень. Но это касается оптовых цен, установившихся на мировом рынке. На локальных рынках развивающихся стран в рознице они так и остались высокими.

Нынешний мировой финансовый и экономический кризис привел к катастрофическим последствиям. Количество голодающих на планете превысило цифру в 1 млрд. Это чудовищный показатель. И он не собирается снижаться. Более того, все факторы, которые недавно спровоцировали продовольственный кризис, утверждает Оливье Шуттер, продолжают действовать. Случившееся никого ничему не научило.

К долгосрочным негативным факторам относятся ослабление государственного контроля за регулированием цен, субсидирование экспорта, ставка на крупных производителей, разорение фермеров, исход сельского населения в городские агломерации. Под их влиянием усиливаются структурные диспропорции между спросом, производством и покупной способностью населения. У миллиарда человек элементарно нет денег на то, чтобы купить еду и обеспечить продовольствием себя и своих близких. Разговоры о том, что надо помогать мелкому производителю, так и остаются пустым сотрясанием воздуха. Большие деньги инвестируются только в расширение площадей под экспортные культуры.

В прошлый раз к этим факторам добавились также временные, конъюнктурные. ЕС пошел на децентрализацию субсидирования сельскохозяйственного производства и поддержки национального производителя. В ряде крупнейших сельскохозяйственных центров разразилась засуха. Повсюду посевные площади были перепрофилированы на производство сырья для биотоплива. В игру беззастенчиво вступили биржевые спекулянты.

Но и сейчас ни от чего такого мир не застрахован. Засухи в Латинской Америке случаются все чаще. В Индии летом 2009 г., как считают из-за изменения климата, не досчитались 20% урожая. Отказываться от биотоплива и искусственного стимулирования его производства никто не собирается. Биржевые спекулянты стоят на изготовке. Им только дай. Таким образом, настаивает спецдокладчик, мы все сидим на пороховой бочке. К ней достаточно поднести спичку, и мало не покажется.

А ведь по данным ФАО к 2050 г. население Земли возрастет до 9 млрд. Всех прокормить будет чудовищно сложно. Сельскохозяйственное производство надо будет увеличить на 70%. Так, вместо нынешних 270 млн. тонн мяса в год, потребуется 470 млн. Если же простой люд попытается сориентироваться на нормы потребления, принятые в США, придется засеять шесть таких планет, как Земля.

На этом фоне результаты недавнего мирового саммита по вопросам продовольственной безопасности, состоявшегося в Риме 16-18 ноября 2009 г., кажутся особенно разочаровывающими. Какое-либо упоминание сроков реализации предлагаемых мер или денежных сумм, выделяемых на их финансирование, в итоговых документах саммита было намеренно опущено.

А ведь в будущем, к негативным факторам, сдерживающим сельскохозяйственное производство, добавятся новые. Ставка на монокультурное производство повлечет за собой обеднение и эрозию почв. Последствия изменения климата будут ощущаться все сильнее. Само сельскохозяйственное производство, то, как оно развивается, будет усиливать вредоносное влияние на климат. Для производства продуктов питания нужны удобрения и пестициды. Рост технической оснащенности, в котором так нуждаются бедные страны, повлечет за собой увеличение выбросов в атмосферу. Удаленность производства от конечного потребителя заставит перебрасывать продовольствие за тысячи километров. Все это повлечет за собой дополнительную нагрузку на биосферу.

В общем, столь необходимый рост производства продовольствия будет отрицательно сказываться на климате. Изменение климата – подрывать возможности производства. Борьба с изменениями климата – вести к дальнейшему удорожанию продуктов питания. И так бесконечно. Диагноз однозначен – чтобы вырваться из порочного круга, надо срочно менять проводимую политику.

В этих условиях ограничиваться стандартными выводами о том, что надо бы что-то делать, совершенно неприемлемо. Необходимо радикально менять продовольственную стратегию. Жизненно важным императивом  должно стать требование об оказании помощи мелким товарным производителям и приближении производства к конечному потребителю.

В ином случае дело придется иметь не с призраком, а с самым настоящим глобальным продовольственным кризисом и его последствиями – гуманитарными катастрофами, вооруженными конфликтами, ростом преступности, неконтролируемым, захлестывающим всех потоком нелегальной миграции.

© Татьяна ЭНТИНА

№12(39), 2009