Первая ласточка


Это неслыханно – по мировым СМИ и, прежде всего, ведущим СМИ стран Европейского Союза прокатился вал публикаций против демократии. Не пугайтесь или, в зависимости от ваших убеждений, не удивляйтесь. Не против демократии вообще, а против прямой демократии, демократии швейцарского образца, т.е. против того, чтобы народ просто и открыто высказывался о том, что он поддерживает, что ему нравится, а что нет. Ее вдруг в одночасье причислили к средневековью и обскурантизму. Причиной послужили итоги референдума в Швейцарии. На голосование была вынесена конституционная поправка, предложенная правыми партиями, в ожидании, как они потом утверждали, прямо противоположного ответа, о запрете строительства минаретов.

57,5 % проголосовавших и 19 с половиной кантонов Швейцарии поддержали запрет на строительство. Только Женева 59,7% голосов твердо высказалась «против». Еще в нескольких – Во, Ньюшателе и Баль-вилле — шаткое большинство в 50 с десятыми % голосов отвергло инициативу. Но их голоса потонули в общем хоре тех, у кого символика и само присутствие в их стране чуждой им веры, как выяснилось, вызывает неприятие и отторжение.

Похоже, под занавес 2009 г. швейцарцы  преподнесли всему остальному миру весьма неприятный сюрприз. Новость об итогах голосования произвела эффект разорвавшейся бомбы. Она сразу же укрепилась в числе наиболее громких рейтинговых скандалов, а, может быть, и событий года. Комментарии на нее захлестнули мировые СМИ. На нее откликнулись все и всюду.

Лидеры Турции не стали миндальничать. Они откровенно заявили о том, что Швейцария запустила маховик новой мировой войны, на этот раз религиозной. Другие в своих высказываниях постарались быть менее агрессивными. Они задрапировали свои эмоции округлыми критическими фразами, избегая перехлестов и преувеличений.  Но не содержащийся в них критический заряд.

Это «оскорбление ислама», жест «ненависти» и «нетерпимости», заявили государственные структуры, религиозные и общественные организации повсюду в мусульманском мире – от Индонезии до Марокко, от Косово до Пакистана. Великий муфтий Египта Али Гомаа, на которого официально возложена властями миссия по интерпретации ислама, в частности заявил: «Результаты референдума – не просто посягательство на религиозную свободу, это также оскорбление чувств мусульманских коммун как в Швейцарии, так и повсюду в мире».

Не стоит недооценивать и возмущение, вызванное решением швейцарцев, у сторонников ислама в странах ЕС. Умеренные духовные лидеры ислама здесь призвали бороться против него всеми возможными и легальными методами. «Речь идет о выражении нетерпимости, голосовании, которое поворачивается задом к самым бесспорным юридически основам, которые во всем мире гарантируют свободу вероисповедования, – подчеркнул, в числе многих, ректор главного минарета г. Лиона Камель Кебтан.

Не менее красноречивыми были заголовки центральных изданий стран ЕС. «Постыдное голосование» – нанесла наотмашь пощечину швейцарцам газета «Либерасьон». Оно свидетельствует о недоверии к исламу, испытываемом и в других государствах региона, будь то Нидерланды, Франция или Великобритания. К тому же абсолютно абсурдном, поскольку против строительства минаретов выступили, прежде всего, те кантоны, где их меньше всего или почти нет.Другая французская газета «Фигаро» приписала случившееся последствиям мирового экономического кризиса. Безработица в Швейцарии растет. Банки – становой хребет национальной экономики – испытывают трудности. Миграция захлестывает. Вот население и противится политике открытости, проводимой Берном.

Ее конкурент газета «Монд» предпочла акцентировать несколько иной аспект проблемы – неприятие христианским миром того, что ислам пускает глубокие корни там, где еще недавно к нему относились с уничижительным пренебрежением или вообще не замечали.

Итальянская «Коррьере делла сера» предоставила свои страницы авторам, придерживающимся несовпадающих точек зрения. Согласно одной из точек зрения, предложенных ею, Европа, наконец-то, возвращается к своим корням и начинает заботиться о своих христианских ценностях. Согласно другой, более глупого и провокационного ответа на исламскую опасность трудно было себе представить.

Для «Реппублики» опасность состоит не в единичном голосовании провинциалов, а в том, что болезнь, которой они оказались подвержены, может оказаться заразной. За этим эксцессом, к сожалению, могут последовать и другие.

«Франкфуртер альгемайне цайтунг» вообще пишет о «Швейцарской загадке». Вроде бы швейцарцы считают себя убежденными демократами, терпимыми и открытыми современным веяниям. На поверку же получается, что они ограниченные, болезненно боязливые люди, всячески отгораживающиеся от окружающего их мира.

«Вельт» же считает, что вопрос был поставлен перед голосовавшими совершенно корректно. Но он оказался им не по плечу. Они не выдержали испытания. На правильный вопрос они дали, увы, предельно неправильный ответ.

«Зюддойче цайтунг» назвал случившееся «катастрофой для Швейцарии». «Гардиан» — ударом по политическому истеблишменту страны. «Итернэшнл геральд трибьюн» — неожиданной победой правых. «Файнэншл таймс» — самоуверенностью, за которую всем придется еще долго и болезненно расплачиваться.

А что сами швейцарцы? Как они отнеслись к итогам голосования? Похоже, политический класс страны озаботился, в основном, тем, чтобы минимизировать тяжелые экономические последствия той откровенности, которую население страны себе позволило. Как только новость распространилась, руководство Швейцарии вполне обоснованно спрогнозировало, что реакцией не нее станет требование исламского мира о репатриации валютных накоплений, хранящихся в швейцарских банках. Поэтому Государственный совет, Федеральный совет, Федеральный департамент иностранных дел – все наперебой бросились разъяснять, что никаких ограничений на свободу вероисповедования и отправление культа результаты голосования за собой не повлекут. Никаких религиозных ограничений не последует.  Речь, мол, идет лишь об очень частных, малозначительных технических моментах. Только о строительстве или даже об отдельных аспектах, ни о чем больше.

Реакция реакцией, а вот о настроениях, обусловивших итоги голосования, сказано пока гораздо меньше. Вполне вероятно серьезного анализа, как и в случае с волнениями пригородов во многих европейских странах, которые элементарно постарались замолчать, в открытой печати так и не последует.

Особенно настораживает то, что опросы общественного мнения ничего такого не предсказывали. Значит, за ширмой политкорректности не только в Швейцарии, но и по соседству скрывается целый букет чувств, относимых по западной иерархии ценностей к неправильным, т.е. гнусным и предосудительным. Это враждебность к чужакам, неприятие чуждой культуры и религии, отсутствие толерантности, отрицание идеалов равенства, плюрализма и недискриминации.

Еще глубже за ними можно прочитать откровенную боязнь, вполне понятную и разделяемую многими, за свое благополучие, за устоявшийся уклад жизни, за столь дорогие сердцу каждого привычные традиции, за свою культурную и религиозную идентичность, за будущее своих детей.

И в свете этого как-то иначе воспринимаются призывы ультраправых и даже умеренных в Нидерландах, Италии, Франции, Великобритании и, может быть, некоторых других странах ЕС последовать примеру швейцарцев.

Ислам со всей его атрибутикой, социальными и иными проявлениями, если судить по итогам голосования, вызывает ужас у обывателя. Частично это результат интоксикации населения тем потоком информации, который на него обрушивается. Частично – следствие накопленного им жизненного опыта, который заставляет воспринимать терпимость как нечто сугубо вредное или какую-то оторванную от практических потребностей абстракцию.

Теперь от истинных настроений населения европейских стран отмахнуться больше не удастся. Их придется принимать во внимание. Это больше не догадки. Не теория. Не домыслы. Не бессмысленные изыскания одержимых фанатиков.

Голосование в Швейцарии показало: это реальность. Печальная. Грустная. Но объективная. Свидетельствующая, в том числе, о глубочайшей пропасти между простыми людьми и политическим истеблишментом европейских стран. О том, что чаяния своих сограждан политические лидеры знают очень и очень плохо. Они остаются для них тайной за семью печатями. И только поэтому результаты подобных голосований оказываются отрезвляющей сенсацией.

© Марк ЭНТИН, д.ю.н., профессор,
директор Европейского учебного института
при МГИМО (У) МИД России