…и на вход


В Евросоюзе разгорелась внутренняя дискуссия относительно целесообразности нового этапа расширения этого объединения. Столкнулись две концепции: пока надо взять паузу в приеме новых стран-участниц, считают одни, на что другие возражают, что следует вернуть динамику этому процессу, чтобы сгладить негатив, вызванный выходом Великобритании. Здесь можно было бы также упомянуть Исландию, которая прекратила переговоры о вступлении в ЕС, отказавшись по ходу дискуссии от такой перспективы. Об этой стране в таком контексте в Брюсселе вообще стараются не вспоминать.

Общее число потенциальных претендентов на участие в Евросоюзе достигает шести. Это – Турция, которая стоит в очереди с 1960-х годов, а также ряд балканских стран, а именно: Албания, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Сербия и Черногория.

С Сербией и Черногорией переговоры уже идут. Черногорские перспективы считаются хорошими, тогда как Сербию тормозит спор вокруг независимости Косово, которую Белград не признает, да и несколько стран Евросоюза тоже.

С Албанией и Северной Македонией пока переговоры не начаты, а Босния и Герцеговина ещё не рассматривается в этой перспективе, в том числе, из-за очень высокого уровня безработицы (27,5% самодеятельного населения).

Особняком стоит турецкий вопрос. Переговоры о приеме этой страны начались в 2005 году, но в настоящее время они заморожены. Отношения между Брюсселем и Анкарой обострились после миграционного кризиса в 2015 году и особенно после провалившегося переворота против турецкого президента Эрдогана. Его действия против тех прослоек общества и конкретных деятелей, которые были восприняты как сторонники путчистов, расцениваются ЕС как антидемократические, нацеленные на усиление авторитарности турецкого режима. Европейский Парламент в марте 2019 года даже принял резолюцию, в которой призвал не просто заморозить переговоры с Анкарой, но и вообще прекратить их.

Правда, нельзя забывать, что подобные резолюции этой ассамблеи являются рекомендательными, а не обязательными.

Есть еще одна территория, которая считается в Брюсселе потенциальным кандидатом на вступление, однако статуса кандидата не имеющая: Косово. В 2008 году в одностороннем порядке она провозгласила независимость от Сербии. Однако любое ее движение в сторону приема в Евросоюз будет проходить через признание этой независимости Белградом и урегулирование отношений между ними.

Застрельщиком торможения расширения выступила Франция, которая недавно заблокировала начало переговоров на эту тему с Албанией и Северной Македонией. По мнению Парижа, приоритетом является реформирование самого Евросоюза, его приспособление к изменившимся условиям, и лишь после этого можно говорить о приеме новых стран, которые должны как следует подготовиться к этому шагу. Тем самым, полагают французы, надо избегать повторения ошибок, связанных с поспешным приемом стран, которые были далеки от требуемых стандартов.

Францию в этом вопросе поддерживают Нидерланды и Дания, однако остальные партнеры хотели бы форсировать новый этап расширения Евросоюза. Среди сторонников этой точки зрения находится Германия, а также руководящие структуры самого ЕС.

Формальным поводом для такого подхода является необходимость противодействовать росту влияния Китая, Турции и России на страны-претенденты. «Мы должны сдержать свое слово и начать переговоры о приеме этих стран, иначе образовавшееся пустое пространство займут другие», – сказала новый председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.

Однако многие эксперты сомневаются в том, что Пекин, Анкара и Москва так стремятся занять это пустое пространство на Балканах. Россия сосредоточена в большей степени на нейтрализации вмешательства Евросоюза и США на постсоветском пространстве, прежде всего, на Украине, что является приоритетным направлением. Турцию гораздо больше интересуют курды, а Китай в рамках глобального проекта «Один пояс – один путь» рассматривает балканские страны в большей степени как транспортный мост в Европу, а не как собственный бастион.

Светлана ФИРСОВА