Главная > Дневник событий > В фокусе > ЕС: родовые муки в Брюсселе

ЕС: родовые муки в Брюсселе

4
image_pdfimage_print

Перинатальные мучения в Брюсселе на этот раз оказались необычайно долгими и изнурительными, хотя руководила сложным процессом гинеколог по первой профессии фрау Урсула фон дер Ляйен. Процедура подбора и утверждения нового состава Европейской Комиссии потребовала продления мандата усталого и давно рвущегося на покой главы этого исполнительного органа, опытнейшего люксембургского политика Жан-Клода Юнкера. К его должности и к названиям портфелей подчинённых пришлось добавить аббревиатуру и.о.

Причина – несговорчивость депутатов Европейского Парламента майского созыва.

Экс-глава оборонного ведомства Германии была вынуждена формировать правительство «двадцати семи», опираясь на слабое большинство консерваторов в законодательном органе, сотрясаемом противоречиями между представителями самóй Европейской народной партии и либералами – сторонниками президента Франции Эмманюэля Макрона. Кстати, выступившего в роли «повивальной бабки» преемницы люксембуржца.

Председателем Еврокомиссии У. фон дер Ляйен, решительно поддержанная Венгрией и Польшей в пику другим кандидатам-тяжеловесам, была избрана единогласно правительствами 28 стран (включая британское) ещё 2 июля, и должна была встать у руля ЕС 1 ноября. Однако утверждение её мандата натолкнулось на несколько преград, что отсрочило передачу высокого поста Ж.-К.Юнкером.

Неурядицы в Европарламенте начались, когда, несмотря на потенциальную поддержку трёх главных фракций – «народников», социалистов и либералов – перевес будущей главы Комиссии составил всего 9 голосов. Проблему породило и решение немки создать пост своего заместителя с необычными полномочиями – «защита европейского стиля жизни», а по совместительству – ответственного за миграционную политику. Попытка скрестить столь разнородные и противоречащие друг другу понятия, как наплыв пришельцев и традиционная социальная модель европейцев, вызвала праведный гнев левоцентристской и либеральной части депутатов. Позднее сошлись на том, что слово «защита» заменили на «продвижение».

Но подлинный шок ожидал главу исполнительной власти Большой Европы во время голосования кандидатур на пост членов Еврокомиссии от Франции, Венгрии и Румынии. Все претенденты оказались отвергнуты. А казусом можно считать случившийся с Сильви Гулар, которую У. фон дер Ляйен прочила на очень важное и многовекторное кресло – ответственной за политику Брюсселя в области обороны, промышленности и цифровизации экономики, но француженку тормознули из-за непреодолимого, по мнению депутатов, её конфликта интересов. Пришлось дожидаться выдвижения новых кандидатур от этих трёх стран. Замаячила угроза нового продления полномочий исполняющего обязанности председателя ветерану Юнкеру, в случае хотя бы одной неудачи.

Но несоблюдение запланированного календаря ещё полбеды. Нынешние родовые муки обнажили гораздо более важное обстоятельство, которое демонстрирует: даже в случае единогласной поддержки странами-участницами ЕС кандидата на должность главы Еврокомисии, ему (в данном случае ей) необходимо прочное стабильное большинство в парламенте. Иначе положение лидера будет весьма уязвимым и во весь период исполнения мандата. Может ослабеть и поддержка Европейского Совета, когда и если пост канцлера Германии покинет Ангела Меркель.

Неожиданные организационные проблемы Брюсселя, вынудившие большинство членов Комиссии до 1 декабря «сидеть на чемоданах», наслоились на затянувшийся «Брекзит», ослабленное здоровье Ж.-К.Юнкера, торговую войну Евросоюза с Соединёнными Штатами и другие, менее значимые, но ощутимые вызовы.

Игорь ЧЕРНЫШОВ

Кстати

Потерпев неприятное поражение в Европейском Парламенте с кандидатурой Сильви Гулар, президент Франции бросил вызов этому законодательному органу, предложив на вакантный пост в Еврокомиссии богатого бизнесмена, экс-министра Тьерри Бретона. Демарш президента, мандат которого достиг середины срока, стал недвусмысленной попыткой «продавить» собственный выбор. Ибо у французского предпринимателя гораздо больше конфликтующих интересов, чем у С.Гулар, и, кроме того, глава исполнительного органа ЕС рассчитывала, что пост займёт женщина. За гендерный паритет в новом правительстве Евросоюза высказывалась не только У. фон дер Ляйен, но и многие евродепутаты. Однако хозяин Елисейского дворца сделал ставку на то, что Европарламент не посмеет повторно отвергнуть кандидата от такой влиятельной страны, как Франция. И оказался прав: Т.Бретон прошёл через парламентский фильтр с преимуществом в один голос.

№11(145), 2019