Главная > Финансы & банки > Валюта > ЕЦБ: вызовы Кристин Лагард

ЕЦБ: вызовы Кристин Лагард

17
image_pdfimage_print

Француженка Кристин Лагард вступила в должность председателя Европейского центрального банка, сменив на этом посту итальянца Марио Драги, который в 2011 году заслужил прозвище «спасителя евро».

Однако наследие новая глава эмиссионного центра зоны евро получила сложное. Прежде всего, это связано с тем, что ЕЦБ практически исчерпал все возможности влиять на финансово-экономическое положение в подведомственном регионе. Отрицательные банковские ставки и вынужденное возобновление скупки сомнительных активов, чего добивались инвесторы, практически означают, что у франкфуртских «гномов» не осталось инструментов влияния на события. «Патроны кончились», – констатировала парижская газета «Монд».

Теперь возникает целая серия вопросов, суть которых сводится к следующему: не складывается ли такое положение, когда недостатки принятых мер начинают перевешивать достоинства?

Сколько можно ждать и надеяться, что сверхдешевые кредиты будут побуждать компании и частных лиц эти кредиты брать? Они ведь уже привыкли, что деньги ничего не стоят… Могут ли действительно эти меры подтолкнуть темпы инфляции к заветным 2% (прежнюю мечту о 3% уже и не вспоминают)? Нет ли риска раздувания спекулятивных пузырей, прежде всего, в сфере недвижимости и на бирже? Нет ли опасности, что несостоятельные компании, имея возможность практически бесплатно рефинансировать свои промахи, будут оставаться на плаву и даже множиться, снижая общую эффективность экономики, производительность труда и, в конечном итоге, рост ВВП? Какое будущее уготовано европейскому банковскому сектору, которому все сложнее обеспечивать рентабельность в условиях отрицательных ставок и который в таких условиях теряет конкурентоспособность по сравнению с азиатскими и особенно американскими финансовыми учреждениями?

Пока ответов на эти вопросы нет. Причем надо учитывать и то, что события развиваются на неблагоприятном общем конъюнктурном фоне, осложняемом непредсказуемым и бесконечным «Брекзитом», угрозой американо-китайских торговых войн и другими негативными факторами.

Внутри ЕЦБ Кристин Лагард столкнулась также с особенностями внутреннего противостояния между двумя блоками: северяне недовольны низкими ставками, из-за которых вкладчики из их стран теряют деньги, а южане без таких низких ставок не смогут рефинансировать свои долги. Что ей выбрать?

Однако, судя по всему, главной целью мадам Лагард на данном этапе должна стать беспрецедентная работа с правительствами стран-участниц. Их надо убедить, что ЕЦБ исчерпал свои возможности и теперь необходимо действовать на правительственном уровне, через бюджеты, чтобы обеспечивать развитие экономики. Не очень ортодоксально, если смотреть с традиционных позиций, но есть ли другой путь?

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ

№11(145), 2019