Германия: кто их только за язык тянул?


Согласитесь, выставить перед всем миром на посмешище внутреннюю и внешнюю политику крупнейшей европейской страны – это надо постараться. А когда это делают не злокозненные русские хакеры, а два ведущих министра этой самой страны – руководители внешнеполитической службы и военного ведомства – то это наводит на весьма печальные размышления об их профессиональной пригодности.

Старт дала министр обороны ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр (АКК), неизвестно с какого перепуга выдвинувшая инициативу о создании на севере Сирии зоны безопасности, в которую, дескать, надо ввести войска европейских стран. Послушные подчинённые даже произвели необходимые подсчёты, снабдив её цифрами о том, сколько именно военнослужащих может выделить на эти цели бундесвер. Цифры-то у неё были, но согласовать своё смелое предложение с профильным министерством, которое возглавляет её земляк из Саара Хайко Маас, она отчего-то не удосужилась. Понятно, что на федеральном уровне АКК функционирует сравнительно недавно, но раз уж кроме министерства ей доверили еще и возглавить ведущую партию правящей коалиции – Христианско-демократический союз – то не может же она, в самом деле, иметь столь любительское представление о работе государственного механизма ФРГ?

И что, собственно, может означать каменное молчание главы правительства? Она что, тоже не была осведомлена о «прорывной» идее, посетившей её креатуру и товарища по партии? Или, что еще хуже, дала добро на этот вброс, несмотря на его очевидную бессмысленность? И тогда уже в полный рост встаёт вопрос: а что вообще происходит в правящей коалиции и в сформированном ею правительстве? Им вообще кто-нибудь руководит или дело уже пущено на самотёк?

За многие годы кровопролитного сирийского конфликта господа европейцы в целом и немцы в частности вполне сознательно не играли в его урегулировании сколько-нибудь заметной роли, если не считать обильного произнесения округлых фраз. И вдруг такой внезапный всплеск активности и самоотверженная готовность встать на защиту страдающих курдов. Не запоздало ли прозрение, вдруг посетившее АКК, но почему-то не нашедшее должной поддержки даже в рядах её однопартийцев?

А что же глава германской дипломатии? Как он отнёсся к столь грубому вторжению в его зону ответственности? Парадоксально, но к провинциальному непрофессионализму АКК он зачем-то присовокупил собственный промах, непростительный даже для атташе первого года службы. В Анкаре во время совместной пресс-конференции с турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу Хайко Маас позволил себе охарактеризовать предложение АКК как нерелевантную и пустую трату времени, тем самым нарушив железное правило дипломатии – никогда не переносить внутриполитические споры на внешнеполитическую арену. Чавушоглу не преминул выжать максимум из внезапно сложившейся ситуации и весело порассуждал о том, что вот, дескать, в чем суть торжества демократии в коалиционном правительстве – разброс мнений налицо.

При этом язвительный турецкий дипломат со всей очевидностью дал понять: налицо не борьба мнений, а разброд и шатания, демонстрирующие только то, что государственный корабль в этом вопросе движется как цветок в проруби – без руля и без ветрил. В уверенно функционирующем государственном аппарате оставлять такие всплески активности без должных последствий просто недопустимо.

В нормальных условиях АКК была бы просто обязана заручиться поддержкой МИДа и ведомства федерального канцлера, чтобы не выглядеть задорной выскочкой, чьё предложение тут же дезавуировали коллеги по кабинету. И даже если она рассчитывала, что эта история каким-то неизвестным для нас образом может сыграть ей на руку в будущей борьбе за пост канцлера, то она, по-моему, всё же жестоко просчиталась. Сограждане едва ли будут в восторге от увиденного ими: в вопросах международной политики демократическая вольница должна иметь чётко очерченные пределы.

Что же до Хайко Мааса, то ему можно пожелать только одно – не терять хладнокровия. Оно ему пригодится не только на дипломатическом поприще, но и во внутрипартийных баталиях, которые могут разгореться в ближайшее время. Результаты земельных выборов в Тюрингии (см. «ФРГ: победа с непростыми последствиями», №10(144), 2019) ещё острее поставят судьбоносный для социал-демократов вопрос – оставаться им в правящей коалиции или уходить в оппозицию?

Но главный вопрос к обоим героям этой истории – кто вас только за язык тянул? – так и останется без ответа.

Марина СМИРНОВА