ФРГ: победа с непростыми последствиями


К выборам в земельный парламент Тюрингии было приковано внимание всей Германии и это, уверяю вас, не преувеличение. Некоторые эксперты даже именовали эту небольшую федеральную землю лабораторией, где исследуется политическое будущее Германии. У такого повышенного интереса был целый ряд причин.

Причина первая. Альтернатива для Германии (АДГ), впервые прошедшая в ландтаг в 2014 году, по всем опросам уверенно двигалась к тому, чтобы кардинально упрочить свою поддержку. Если приплюсовать к АдГ сторонников различных праворадикальных групп, то, считая от результатов 1990 года, силы, находящиеся справа от Христианско-демократического союза (ХДС), грозили стать мощнее примерно в 6 раз! Местный лидер «альтернативщиков» Бьёрн Хёке одновременно возглавляет правое крыло всей своей партии, за которым вполне официально присматривает Федеральное ведомство по охране конституции – германская политическая полиция. И успешные выборы в Тюрингии явно скажутся на персональном составе правления АдГ.

Кроме того, на алармистов нагнетали ужас исторические параллели. В Тюрингии череда земельных выборов 1927, 1929 и 1932 года привела к тому, что гитлеровская НСДАП увеличила свою поддержку с ничтожных 3,5 до весомых 42,5%, и впервые в истории вошла в местное правительство. Упоминания о том, что всё это было в иных исторических условиях, а программные установки НСДАП и АдГ похожи как свинья на ежа, не останавливают персонажей, склонных к истерическому восприятию действительности, коих в германском обществе и СМИ хватает с избытком.

Причина вторая. Избирательный потенциал местного ХДС неуклонно падает и результат в 51%, достигнутый в 1999 году, теперь кажется просто сказочным. Чем грозил для Меркель и Крамп-Карренбауэр (АКК) скверный итог выборов, способный стать даже не точкой, а жирной кляксой в череде избирательных неудач этого года, пояснять не надо.

Причина третья. Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) за семь избирательных циклов после воссоединения страны потеряла в этой земле две трети избирателей, причём половину из них за последние 10 лет. Её поддержка падала, когда она входила в «большую» коалицию с ХДС (с 2009 года), продолжала падать и во времена «красно»-«красно»-«зелёной» коалиции (с 2014 года). И для «товарищей» буквально жизненно необходим был двузначный результат, пусть даже самый скромный. Выборы руководства, в которых партия барахтается уже многие недели, напрямую зависят от этого итога (см. «Германия: спад, который не удаётся остановить», №10(144), 2019).

И каковы же оказались результаты?

Как и ожидалось, явным победителем из избирательной гонки вышли Левые под руководством местного премьера Бодо Рамело. Их результат в 31% внушает уважение, да и прирост поддержки в 2,8-процентного пункта – заметим: для правящей партии! – тоже весьма неплох. Показательно и то, что впервые в новой истории Германии «наследница СЕПГ», как продолжают её клеймить самые упёртые противники, стала главной политической силой на земельном уровне.

Вторым несомненным победителем этих выборов надо считать АдГ. Результат – 23,4%, прирост – 12,8-процентных пункта, ХДС оттеснён на третье место. С какой стороны ни посмотри, Бьёрн Хёке привёл свою команду к успеху. Разумеется, этаблированные партии тут же полностью исключили возможность всякого сотрудничества с АдГ и в союз с ней не пойдёт никто. Но место ведущей оппозиционной силы она займёт по праву.

Теперь о проигравших. Особенно убого выглядит ХДС. Результат в 23,4% вроде бы не так и плох, если забыть о том, что в 2014 году он был на 11,7-процентного пункта больше. Этот итог усугубил и без того жалкое зрелище, которое представляет собой «большая коалиция» на федеральном уровне. Перебор? Увы, нет. Достаточно привести в пример недавнюю историю с инициативой АКК (см. «Германия: кто их только за язык тянул?», №10(144), 2019 ). Да и сам по себе тот факт, что христианские демократы показали в этой земле худший результат в своей истории, весьма красочно иллюстрирует нынешнее состояние партии. Может быть, АКК, руководящей одновременно министерством обороны и ХДС, стоило сосредоточиться на чём-нибудь одном? А то результаты, как говорится, налицо.

На фоне позорного провала христианских демократов другие проигравшие выглядят почти прилично. СДПГ тоже показала в этой земле худший результат за всю свою историю, сумев наскрести всего 8,2%. И потеря в 4,2-процентного пункта уже, можно сказать, входит у неё в привычку. «Зелёные» потеряли совсем немного – 0,5-процентного пункта и с 5,2% всё же втиснулись в ландтаг. Не исключено, что эффект от истерических выкриков «Спасай природу!», которые издавала в этом году юная прогульщица Грета Тунберг, начинает сходить на нет и «зелёным» остро понадобятся свежие идеи: вариант с отказом очередной активистки ходить в детский сад и садиться на горшок уже не сработает. В последний вагон уходящего поезда смогла вскочить и Свободная демократическая партия, набравшая всё же необходимый минимум в 5%.

Что же до возможной конструкции нового земельного правительства, то её предсказать сейчас не сможет никто. Те союзы, которые создают необходимое большинство, возможны только чисто арифметически, но по политическим мотивам непредставимы. Те, кто мог бы стать союзниками, не набирают нужного большинства мест в парламенте. Однако хорошо уже то, что местная конституция позволяет Бодо Рамело пока исполнять свои обязанности в полном объёме. Бюджет на 2020 год был предусмотрительно принят до выборов, так что процесс, который на германском политическом жаргоне называется «ку хандель» («торговля из-за коровы»), может невозбранно продолжаться без особой спешки.

Сергей ПЛЯСУНОВ