Еврозона: наказ Марио Драги


Последнее большое интервью перед тем, как покинуть свой пост, председатель Европейского центрального банка Марио Драги дал лондонской газете «Файнэншл таймс». Из этой беседы, в некотором роде подводившей итог 8 годам его пребывания в главном кресле еврозоны, выделяется одна мысль. Она направлена в будущее и обозначает главный вектор грядущих дискуссий в финансовой сфере Евросоюза.

По его словам, «срочной, как никогда раньше» становится необходимость увеличения государственных расходов в Евросоюзе, чтобы таким образом противостоять замедлению экономической активности. Для этого, считает банкир, в рамках этого объединения следует постепенно двигаться к фискальному союзу. Такое движение должно привести к результату в долгосрочной перспективе, а не сейчас, однако оно необходимо. В противном случае, по его мнению, ЕС не сможет сохранить конкурентоспособность на глобальных рынках.

«С учетом слабости отдельных стран-участниц, с учетом глобализированного мира, необходимо усилить ЕС, – отметил он. – Для этого мы нуждаемся в едином бюджете зоны евро. Ясно, что споры будут долгими, но я настроен оптимистично. Все больше людей понимают важность этого, несколько лет назад ситуация была иной. Настанет момент, когда дело дойдёт до взятия на себя конкретных обязательств».

Высказывания Марио Драги обозначают наиболее острый и болезненный пункт в евросоюзовских дебатах по валютно-финансовым вопросам. Одни, прежде всего, президент Франции Эмманюэль Макрон, инициируют движение в сторону интеграции налоговой и бюджетной политики. Другие во главе с Германией придерживаются противоположной точки зрения: богатые страны европейского Севера не хотят оплачивать последствия прошлых бюджетных шалостей южан.

По сути, дискуссия касается выбора модели финансово-экономической политики: стимулировать экономику за счет роста бюджетных расходов или же оставить приоритетом строгую бюджетную политику? Спор этот в некоторой мере напоминает те, которые ведутся и в России.

В ЕС налоговая политика находится в полной компетенции стран-участниц, чем объясняется довольно большой разброс в существующих национальных фискальных системах. До сих пор приведение этих систем к единому образцу считалось опасным делом, несущим большие социально-политические риски.

Бюджетная политика стран-участниц относится к смешанной компетенции: ее формируют национальные правительства, но Брюссель проверяет их соответствие общим ориентирам. В особой мере это относится к тем государствам, которые перешли на евро. Если национальные бюджеты противоречат неким брюссельским установкам, то начинаются долгие переговорные процедуры, а то и различные санкции.

Алексей СТРАШЕВ