Главная > Актуально > Энергетические разряды в геополитике

Энергетические разряды в геополитике

image001
image_pdfimage_print

Евразийский экономический форум апеллирует к здравому своекорыстию

Идея Большой Евразии нашла своеобразное отражение в выступлении уважаемого профессора Романо Проди, президента Фонда международного сотрудничества, но что важнее – в прошлом дважды премьер-министра Италии (1996-1998, 2006-2008) и бывшего главы Европейской комиссии. Помянув бурно восходящее на востоке светило, оно же Китай, который становится центром притяжения экономической силы, он отказал Италии, да и Европе в целом в глупой роскоши изоляционизма. Они не могут быть «закрытыми экономиками», тем более обладая двойным потенциалом, промышленным и экспортным.

Профессор Проди, вещавший словом и руками с высокой трибуны как «истинный итальянец» – «Italiano vero» (вспомним нестареющий хит Адриано Челентано и Тото Котуньо), констатировал такое явление, как «фрагментация мировой экономики». Позитивной стороной этого явления можно считать нарастающую регионализацию. Под это подпадает и концепция Большой Евразии от Атлантики до Тихого океана.

Ключевым элементом «регионализации» могло бы стать взаимовыгодное партнёрство между Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом, что тем более актуально в условиях замедления темпов роста в Германии. «Необходимость диалога между ЕС и ЕАЭС обусловлена нынешним спадом в мировой экономике, на который продолжает влиять экономический кризис, разразившийся в 2008 году», – подчеркнул председатель совета директоров итальянского Банка Интеза, президент ассоциации «Познаем Евразию» Антонио Фаллико.

В то время как ЕАЭС вовлекает в многосторонний диалог всё новых партнёров (созданы зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом, Ираном, Сингапуром, а на днях в этом списке появится и Сербия), Евросоюз пребывает в заложниках у им же порождённых фобий. Профессор Фаллико с его более чем 30-летним стажем работы в Москве доподлинно знает, что «ЕАЭС заинтересован в развитии сотрудничества с Евросоюзом». Но никак не может дождаться взаимности.

Мотивы лежат сугубо в геополитической плоскости, убеждён профессор Фаллико: «Главная причина введения санкций – не дать экономически взлететь России, однако эта операция не достигла поставленных целей».

 

image003-22

 

Одни животные «более равны, чем другие»?

Сугубо рациональная, но смотрящаяся в пасмурных геополитических реалиях как утопично-прекраснодушная мечта о евразийском сообществе сталкивается лоб в лоб со своекорыстным переформатированием международных отношений, что напористо, вернее, нахраписто продавливает супердержава-банкрот. Подробно разобрал этот «кейс» с акцентом на естественную взаимодополняемость России и Европы главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин, который в своём, как водится, программно-установочном докладе послал предупреждение деловому сообществу об опасности «недооценки рисков нестабильности».

Администрация Дональда Трампа добавила новые раздражающие элементы в турбулентную и без того атмосферу глобальных торжищ. Соединённые Штаты вышли из Парижского соглашения по климату (Сечин охарактеризовал это «экологическим нигилизмом»). Пересмотрели в свою пользу режим свободной торговли с Канадой и Мексикой. Испугавшись утраты монополии на англоговорящую всемирную паутину, со всей дури ополчились на разработчика технологий 5G, китайскую телекоммуникационную компанию «Хуайвэй» и запустили в информационное пространство термин «расколотый интернет» (‘splinternet'), подменяющий смысл происходящего.

Вашингтон оказывает дипломатическое и, весьма вероятно, лоббистское давление, что подразумевает подчас коррупционную составляющую, на Европейский Союз, чтобы не допустить завершения прокладки газопровода «Северный поток – 2». И тем самым заставить европейцев покупать дорогой американский – сланцевый, а не газпромовский газ, что в среднем дешевле конкурента на треть...

За последние 40 лет, суммировал свой личный опыт прожжёного профессионала главный управляющий директор группы компаний «Бритиш петролиум» Роберт Дадли, потребление нефти выросло на 40%, а природного газа – в два раза. Но сегодня нефтегазовый бизнес переживает непростой этап, сталкиваясь с двумя вызовами. С одной стороны, в обществе нарастает кризис доверия к отрасли и её профильной продукции. Нефть, объявил Дадли, «клеймят, демонизируют, делегитимизируют». С другой – появились геополитические риски, связанные с разногласиями и конфликтами. Растёт неравенство, когда энергия одним доступна, а другим нет (‘haves and have nots'). Как следствие, нас ожидает «поляризация обществ и государств».

Любопытный вопрос был поставлен перед Дадли известным финансистом, бывшим руководителем российского бизнеса «Морган Стэнли» Райром Симоняном, о том, как он относится к диктату одной сверхдержавы, реализующий на практике принцип Джорджа Оруэлла, прописанный им в «Ферме животных»: «Все животные равны, но одни более равны, чем другие» (‘All animals are equal but some are more equal than others').

Дипломатичный ответ Роберта Дадли, главы крупнейшей британской энергетической компании и деятельного партнёра «Роснефти», можно назвать «зачётным». Начав с того, что они «работают с учётом санкций», Дадли подчеркнул: они открыты для диалога с «Роснефтью», с которой «делимся своим опытом – и они кое-что у нас позаимствовали». Ключевым добавлением стала фраза нефтяного гуру о том, что нужно уметь «управлять рисками» (‘managing risks').

 

Возобновляемые наступают на пятки, но...

Сама по себе нефть на горизонте прогнозирования и планирования до 2024 года сохранит свою роль как один из кровотоков мировой экономики. Слегка ужавшись. Доля нефти в общем энергобалансе (energy mix) упадёт с 34% до 30%. Тем не менее, неуклонный рост спроса и потребления приведёт к тому, что нефтяной сектор должен будет повысить планку суточного производства на 30 млн баррелей.

В числе драйверов роста значится и утолщение прослойки среднего класса во многих ныне развивающихся странах, которая возжелает по мере роста доходов... сесть за руль собственного автомобиля. В авангарде потребительского спроса окажутся и Китай, и Индия, и другие пробуждающиеся средние и малые драконы Азии.

При этом модный тренд пересаживания на электромобили не обернётся массовым заменой автопарка. Это обусловлено недостаточной эффективностью «движков», а главное – экологической проблемой с утилизацией аккумуляторов, произведённых с использованием не самых безобидных металлов.

Никто не отрицает экологичность возобновляемых источников энергии (ВИЭ), но на текущий момент у них низкий КПД. Их поддерживают на плаву гигантские государственные, то есть за счёт налогоплательщиков субсидии (в Евросоюзе – это порядка 200 млрд евро).

Вместе с тем, как рассказал президент Босфорского энергетического клуба в Турции Мехмет Огутчу, нужно принять во внимание, что в прошлом году инвесторы вложили порядка 300 млрд. долларов именно в ВИЭ и только треть этой суммы в нефть и газ. В беседах институциональные инвесторы признавали, что более охотно финансируют проекты, связанные с ВИЭ. Меньше рисков, считают они, ссылаясь на постоянные проблемы с традиционными видами топлива (доступность, логистика, «углеводородный след» и так далее). Потому не следует пропагандировать природный газ как «мост» между углём и ВИЭ. Никто не захочет вкладываться в «мост», полагая, что речь идёт о временном паллиативе.

 

33

 

В свою очередь заместитель Председателя правления «Газпрома» и генеральный директор «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова подчеркнула очевидные преимущества природного газа, такие как его надёжность, доступность экономичность и экологичность. Газу «не требуются преференции, как ВИЭ, а только отсутствие дискриминации», заявила глава одной из главных «дочек» газового гиганта.

Важно и другое: искусственное выдавливание традиционных видов энергии обернётся дополнительными расходами для национальных бюджетов, в целом замедлит экономический рост. Выход из ситуации, как постулировал Игорь Сечин, прост: рациональное использование нефти и газа с применением энергоэффективных технологий для «сбалансированного развития» энергетики как таковой.

 

Вместо послесловия

Здравый смысл, назовём его также здравым своекорыстием, по-прежнему приносится в жертву стереотипам подозрительности, недоверия и ненависти, питаемые подчас стародавними историческими обидами. Притом эти обиды столь же часто имеют первопричиной ненадлежащую самооценку и собственные психологические комплексы.

Иллюстрацией служит позиция Варшавы в отношении духа и буквы Парижского соглашения по климату. Как рассказал генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, Польша, по-чёрному коптящая небо выбросами своих угольных электростанций, отвергает парижское соглашение на том основании, что она, мол, в этом случае не сможет вести войну до победного конца... с поставками российского трубопроводного газа. «Не позволям!» - и точка.

Показательно, что незадекларированными союзниками по торпедированию Парижского соглашения выступают Польша и США. Этот саботаж накладывается на возникшие в последние годы «системные вызовы для энергетической отрасли», как это сформулировал Игорь Сечин. В числе трёх «шоковых факторов», по его словам, фигурируют взаимные претензии двух ведущих игроков мирового рынка, США и Китая. Торгово-тарифные и валютные войны. Угрозы и само применение санкций для ослабления конкурентов. В итоге США превратились в главного «регулятора» нефтяного рынка, а вернее – в «манипулятора рынка».

На таком неблагоприятном фоне веронский форум и апеллирует к здравому своекорыстию (см. «Просто не говори циклопу «Смотри в оба!»). Кто-то отмахнётся. А кто-то услышит.

 

Владимир МИХЕЕВ,
спец. корр. «Всей Европы»

Верона

№9(143), 2019
Записи рубрики "На мой взгляд"