Главная > Дневник событий > В фокусе > Просто не говори циклопу «Смотри в оба!»

Просто не говори циклопу «Смотри в оба!»

10-1
image_pdfimage_print

Что ожидать от XII Евразийского экономического форума

Открывающийся в Вероне двухдневный форум в очередной раз подтвердит, что невежды, не сведущие в изменяющихся политэкономических реалиях, будь то бизнес-лидеры или политики у кормила власти, обречены быть вытолкнуты на обочину, а затем и на задворки ускорившейся ныне истории. Политическая экономия изначально означает «ведение общественного хозяйства». Она увязывает в один подчас запутанный узел, вспомним старорежимную лексику, производственные силы и производственные отношения. С политэкономией, как убедились, шутки плохи.

И потому в фокусе внимания форума находятся именно деловые люди. Люди, делающие дело. Предпринимательское сословие с креативным мышлением, готовностью и «вкусом» к риску, но мотивированное не только стремлением к личному и корпоративному успеху, измеряемому нормой прибыли, но и идеалами служения общему – общественному благу. Этой закадровой философией предопределен лозунг-воззвание XII Евразийского экономического форума: «Бизнес соединяет Евразию от Атлантики до Тихого океана».

В фундаменте традиционной, потому как доказавшей свою востребованность, повестки дня заложены специализированные сессии по глобальным вызовам на энергетических рынках, в частности, вопрос о реалистичных способах обеспечить энергетическую безопасность (и независимость) Европы. А также место и роль бизнеса в геополитике и в создании «экономики сотрудничества» на всем пространстве от Атлантики до Тихого океана. Не будет обойдено стороной применение финансов («валютные войны») в конкуренции центров силы.

Отдельный разговор состоится по перспективам и приоритетным направлениям развития транспортной инфраструктуры. Неизменным сюжетом станет обсуждение состояние дел с модернизацией – промышленной революцией 4.0, внедрением технологий цифровой экономики и т.д.

В программе заявлены достойные ораторы/спикеры. Каждому есть, что сказать и поделиться своим видением будущего. Перечисляю их по официальной казённой бумаге. Министр экономического развития Италии Стефано Патуанелли. Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин. Президент Eni Эмма Марчегалья. Председатель правления, член совета директоров НОВАТЭКа Леонид Михельсон. Председатель совета директоров Фонда «Сколково» Виктор Вексельберг. Заместитель председателя правления Газпрома и генеральный директор «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова. Президент Ассоциации фондов и сберегательных касс (АКРИ) и президент Compagnia di San Paolo Франческо Профумо. Президент и исполнительный директор Pirelli & C Марко Тронкетти Провера. Председатель совета директоров ТМК и президент Группы Синара Дмитрий Пумпянский – и другие бизнес-лидеры.

Будут выступать также высокопоставленные представители Евразийской экономической комиссии, руководители ассоциаций предпринимателей, губернаторы, политики, эксперты и дипломаты из Италии и России, а также Австрии, Вьетнама, Германии, Израиля, Монголии, Португалии, США, Турции, Франции и других стран.

Словом, в Вероне ожидается мини-генеральная ассамблея с участием тех, кого именуют ньюсмейкерами. Притом – первого ряда.

 

Акцент смещается на регионы

Важный элемент ассамблеи – знакомство друг с другом, тем более, что даже при наличии всемирной паутины интернета и статуса участника дорожного движения на «информационном автобане», полного представления, например, у итальянцев, о том, что происходит в том же Узбекистане, не обнаружено. Почему упомянул именно Узбекистан? В прошлом году во время бизнес-ланча оказался свидетелем того, как предприниматели с Апеннин заинтересованно и, как мне показалось, слегка озадаченно обсуждали презентацию на форуме этой среднеазиатской терры инкогнита. Интерес сугубо прагматичный: кто первым застолбит свою делянку на этой открывающейся внешнему миру поляне, тот и снимет сливки…

В этом году Узбекистан снова представит сам себя, но уже в полноформатной версии: для этого выделена специальная сессия. Равно как и его соседу Казахстану, а заодно Московской и Свердловской областям. Бизнес-диалог стимулируют в горизонтальной, а не вертикальной плоскости (см. «Горизонтальное партнерство без оглядки на вертикаль власти», №10(123), 2017).

В начале октября профессор Антонио Фаллико, руководитель Ассоциации «Познаём Евразию», инициатор веронского дискурса, выступал, по его выражению, «в ключевом городе Поволжья, крупнейшем промышленном центре России – Нижнем Новгороде», где прошла выездная сессия Евразийского экономического форума.

Красной нитью при обмене мнениями стала констатация целой череды упущенных возможностей. По итогам 2018 года, товарооборот между нижегородцами и итальянцами составил всего 175 миллионов долларов. Италия остаётся на 14 месте в списке зарубежных партнёров Нижнего Новгорода, а её доля достигает лишь 2,5% в структуре внешнеторгового обмена области. Прискорбно…

10-f_Антонио Фаллико, засветившийся заодно на литературной ниве двумя увлекательными и умными романами, в этом случае дал волю пафосной риторике: «Отвечает ли это потребностям и имеющемуся потенциалу? Нет, нет и ещё раз нет!» (см. «Профессор Фаллико: «От Лиссабона до Владивостока… и далее до Сингапура», №10(123), 2017).

Анализ перспективных направлений для торгово-экономического сотрудничества между Италией и Нижегородской областью указывает на такие приоритетные ниши, как автомобилестроение, химия, судостроение, ай-ти, лесная промышленность, сельское хозяйство. По мнению опытного финансиста, изучившего Россию за более чем 30 лет проживания в нашей стране досконально и вдумчиво, необходимо искать и всегда можно найти точки соприкосновения интересов. И точки роста двустороннего делового взаимодействия.

«Если закрывается одна дверь, открывается другая или хотя бы форточка. Если из-за внешнего давления становятся невозможны одни виды сотрудничества, надо использовать другие , – постулирует профессор Фаллико. – Итальянский бизнес готов быть гибким и проявлять инициативу, сообща искать лучшие модели совместной работы».

Но если итальянцы, люди живого ума, искушённые в широком диапазоне ремёсел – от банковско-финансовой сферы до промышленного дизайна и дипломатии, готовы к торжеству здравого смысла в отношениях с Россией, то в Европейском Союзе продолжают искать «красных» (ныне это бело-сине-красные) под кроватью, воссоздавать стереотипы холодной войны, выстраивать новые берлинские стены, мыслить категориями санитарных кордонов.

 

Игра «в долгую» предполагает ангельское терпение

Начну с показательного откровения министра торговли Евразийской экономической комиссии Вероники Никишиной: «Нам печально наблюдать, что на протяжении последних нескольких лет полностью заморожены контакты Европейской Комиссии с Россией, что серьёзно ударило по экономическому сотрудничеству. Для Евразийского союза ЕС является «первым-вторым» торговым партнёром, и мы видим, что за время замораживания этих контактов роль и место европейского бизнеса на рынке Евразийского союза уменьшаются, экономические отношения подвергаются серьёзному испытанию».

Может возникнуть ощущение, будто бесконечно терпеливые, играющие «в долгую» по методу «капля камень точит», прагматичные до мозга костей инициаторы проходящего каждый октябрь в Вероне форума отчаялись вовлечь в диалог политиков из Европейской Комиссии – этого сводного правительства Евросоюза.

Да, им ежегодно посылают приглашения, но евробюрократы высоких градусов с такой же монотонной регулярностью их игнорируют. Чем вызывают обоснованные попреки в чрезмерной политизированности и идеологической зашоренности. Не видеть экономическую, социальную и военно-стратегическую целесообразность – после всё более очевидного провала проекта глобализации – в образовании региональных сообществ, например, Большой Евразии, где все в той или иной мере взаимодействуют, но точно не конфликтуют, это значит быть заложником сиюминутных, конъюнктурных и притом ложных стереотипов в дихотомии «свой-чужой».

Мне недавно приоткрылось: убедить волка питаться травой равносильно тому, что сказать циклопу «Смотри в оба!»

Тем не менее, нельзя отказываться от попыток помочь прозреть тем, кто способен осознать хотя бы собственную выгоду. А циклопа можно и не увещевать совершить то, к чему он не способен по определению. И потому со-организаторы Веронского форума из года в год продолжают кропотливую просветительскую работу.

Сегодня Веронский форум, и это признают политики главного калибра, высшие должностные лица крупнейших компаний, политологи и журналисты класса «властители дум», превратился в ведущую переговорную и дискуссионную площадка в Европе и Азии. Здесь можно свободно, без оглядки на политические разногласия и идеологические расхождения, без обиняков и экивоков говорить о том, что наболело и что тревожит всех, кто осознаёт неделимость судьбы народов на пространстве Большой Евразии (см. «Шанс перейти от слов к делу», №10(134), 2018).

Не случайно, что «злоба дня», злоба злобная, при всей дипломатичности и куртуазности этого предельно европейского по духу форума постоянно оказывается в фокусе дебатов. На пресс-конференции в преддверии веронской ассамблеи профессор Антонио Фаллико отметил, что «геополитическая ситуация усложняется из-за торговых и санкционных войн различного типа». Правда, ободряет то, что просматриваются признаки смены настроений и даже мнений. Но…

 

Геополитическая карта «с кровавым подбоем»

Успокаиваться рано, да и нет повода. Сегодня, как никогда, «для веселия планета наша мало оборудована», подметил ещё Маяковский. Общий геополитический фон на всех широтах и меридианах с минувшего форума не только не изменился в лучшую сторону, но утяжелился новыми обременениями. И, горе нам, несть им числа.

После того, как угрозы США в адрес Северной Кореи сошли на нет, коль скоро оказалось, что ракеты не менее непредсказуемого, чем Трамп внука Ким Ир Сена могут достичь Гуама, очередным объектом ненависти и потенциальной агрессии был выбран Иран.

Хитроумный заговор для свержения венесуэльского лидера Николаса Мадуро (довольно спорного преемника Уго Чавеса), не удался, но самопровозглашенный президент-путчист Хуан Гуайдо, предположительно связанный с колумбийским наркокартелем, остаётся для коллективного Запада не до конца разыгранной картой.

Продолжается жёсткий передел сфер влияния и границ на Ближнем Востоке. Сирия не может оправиться от оккупации боевиками ИГИЛ (террористическая организация, запрещённая в России) и по-прежнему вялотекущей гражданской войны. А тут ещё Турция пытается силовым методом закрыть полностью и окончательно «курдский вопрос», закрепив тем самым ситуацию, когда 40-миллионный рассеянный народ лишён права обрести национальный очаг, создать, наконец, собственное государство.

Шатаются скрепы Европейского Союза, уже готового отпустить восвояси надменных британцев, которые и всех утомили, и сами были опустошены в словесных баталиях. Париж и Берлин, благословившие путч в Киеве в 2014 году, до дурноты устали от Украины и уже воспринимают её как чемодан без ручки: и нести в лом, и бросить по дороге как-то неудобно, ведь они в ответе за тех, кого своекорыстно приручили, хотя и приговорили на заклание.

Регулярные всполохи торговой войны между Северной Америкой и Китаем пугают. Всех без исключения. Самые пугливые забирают своё депонированное в американских хранилищах золото, резонно опасаясь, что, неровен час, случится большая война, и они, обманутые, останутся не со своим золотом, а с носом. Рассуждения не только военных, но и политиков о высокой вероятности очередной мировой бойни учащаются. И снова звучит “highly likely”, ставшее мемом выражение Терезы Мэй – «весьма вероятно». Зябко…

Похоже, кому-то нужно подготовить психологическую почву для отрешённо-фаталистического принятия глобального, но вернее, регионального вооружённого конфликта, который якобы «всё спишет». По крайней мере, таковым может быть скрытый замысел, спишет 22 триллиона государственного долга США.

 

Qui prodest? Кому выгодно?

Сценарий большой войны отвечает интересам транснациональной, но, прежде всего, англо-американской финансовой олигархии. Той, что просто очумела от не званного ею квартиранта в Белом доме, от независимого от её повелений и прихоти выскочки, который, вопреки своей воинственной риторике и благоволению, на словах, к военным, никак не подходит на роль ставленника ВПК.

Непреложно и то, что столь же транснациональная партия войны, финансирующая, помимо прочего, обстрелы мирных городов и сел независимого от Киева Донбасса, продолжает водить указкой по геополитической карта мира. По карте «с кровавым подбоем».

В условиях множащихся факторов неопределённости веронский форум содержит в себе позитивную динамику уже потому, что позволяет произнести громко вслух суровую правду о тех вызовах, что могут обернутся «кровью, потом и слезами». И объединить тех, кто сотрудничает, партнёрствует, созидает, и тем самым сплетает защитную сеть (safety net) взаимопонимания, доверия и солидарности. Как противовес нагнетанию вражды и ненависти.

Термин «дипломатия бизнеса», пущенный по миру на предыдущем веронском форуме (см. «Пришла пора «дипломатии бизнеса»?», №9(133), 2018) подразумевает, что деловые люди делают дело, не взирая на идеологические установки и негативные стереотипы, навязываемые партией войны, и руководствуются одним: прагматизмом. А прагматизм, лишённый цинизма и корыстного расчёта, и есть синоним здравого смысла. А тот почти всегда, ну, почти всегда строится на приоритете общечеловеческих ценностей, традиционной морали и охранительных верований.

 

К сведению желающих «дожать Россию»

В январе 2015 года большой демократ Барак Обама в ходе ежегодного выступления «О положении страны» перед конгрессом США торжественно объявил, что начатая коллективным Западом санкционная война возымела оглушительный успех и что в результате «Россия изолирована, а ее экономика – в клочьях» («Russia is isolated, with its economy in tatters»). Ничего удивительного. Для лауреата Нобелевской премии мира, повысившего интенсивность дистанционного убийства предполагаемых террористов боевыми дронами, требовалось предстать в триумфаторской тоге в то время, как он отчитывался перед вашингтонским партхозактивом. Отсюда и привычная тактика выдать желаемое за действительное.

За минувшие четыре с половиной года нелепость обамовского иллюзорного мировосприятия стала очевидной для всех, отслеживающих меняющийся расклад сил. Начали прозревать и европейцы из ЕС, расколовшиеся на три неравные фракции.

Британия, Польша и прибалтийские лимитрофы ратуют за санкционную войну до победного конца. Австрия, Италия, Венгрия и ситуативно примыкающие к ним некоторые восточно-европейские и балканские страны хотели бы перестать стрелять сами себе в ногу. У тяжеловесов, у Германии и Франции, благословивших киевский майдан, а значит и приход к власти олигархических кланов и ультранационалистов, задача не из лёгких: незаметно восстанавливать диалог с Россией, не признавая своей стратегической ошибки 2014 года, чтобы не «потерять лицо».

Между тем, составляемый Всемирным банком «Индекс легкости ведения бизнеса» (Ease of Doing Business Index), используемый для сравнения простоты предпринимательской деятельности, отреагировал на динамику взросления российского ранне-позднего капитализма. Статистика свидетельствует: если в 2010 году Россия занимала в этом рейтинге 124-ю строчку, то в текущем году поднялась сразу на 31-ю позицию. Для сравнения: такая продвинутая, многоопытная и искушенная в рыночных реалиях страна, как Германия, считающаяся по праву одним из локомотивов мирового экономического роста, находится на 24-м месте.

Что это, как не аргумент в поддержку тезиса, неоднократно звучавшего в публичном пространстве из уст российских руководителей, что отечественная экономика и, добавлю, предпринимательский класс вкупе с прослойкой просвещённой бюрократии (таковая уже народилась) успешно адаптировались к санкционному саботажу и давлению. Проскальзывают и куцые, скупые, выцеженные сквозь сжатые зубы признания этой новой реальности инициаторами санкционной гибридной войны.

Форум в Вероне не ставит конкретной сверхзадачи девальвировать новые призывы к тому, чтобы либо продлением старых, либо дополнительными санкциями «дожать» Россию (особенно комично звучащих из уст зелёных политиков – того же многообещающего во всех смыслах Володимира Олександровича Зеленського или германского министра иностранных дел Хайко Мааса). Тем не менее, не лишне напоминание о том, кто оказался в итоге проигравшим.

Повторение есть мать учения. Выработанная методика внушения рекламных политтехнологов гласит: главный тезис, товарный слоган, если угодно, месседж, призванный зацепить внимание и подкупить потребителя/клиента должен быть повторён не менее четырёх-пяти раз. А потому, как говаривал мой школьный математик Владимир Павлович Паршутин, отправляя от доски на место не выучившего урок недоросля, «будем действовать по принципу «эх, раз, ещё раз».

Владимир МИХЕЕВ,
спец. корр. «Всей Европы»

Верона

№9(143), 2019