Германия: задача предстоит непростая


Политическим элитам в Саксонии и Бранденбурге сейчас не позавидуешь: задача формирования правительственного большинства выглядит трудноразрешимой.

Если у Михаэля Кречмера, главы саксонского ХДС, набравшего 32 процентных пункта, дела обстоят не блестяще – все-таки потеря 7,4 процентных пункта это серьёзный удар – но терпимо, то у его коалиционного партнёра СДПГ, вымучившего 12,4 процентных пункта, всё совсем плохо. В истории старейшей политической партии Германии это самый низкий результат на земельных выборах. Решат ли нынешние партнёры продолжать сотрудничество на земельном уровне, пока неясно. Зато появилась перспектива у «зелёных», набравших около 9 процентных пунктов.

«Красно-красная» коалиция – СДПГ и Левые – правившая в Бранденбурге, тоже не дотягивает до нужного большинства. Дело ещё и в том, что избирательное право в обеих этих землях отличается от федерального, и окончательный подсчёт мандатов и точная численность фракций возможна только после обнародования официальных результатов выборов. Но даже на основании предварительных данных уже видно, что формирование устойчивого большинства потребует долгих согласований и утрясок, поскольку коалиции из двух партий больше не будет ни в Саксонии, ни в Бранденбурге.

Так или иначе, классический вариант германских земельных выборов – дуэль между лидерами двух сильнейших партий, когда один защищает имеющееся у него большинство, а другой пытается его набрать, чтобы доказать своё право занять первую позицию – в восточных землях, видимо, окончательно уходит в прошлое. И «вину» за эту утрату надо возложить на Альтернативу для Германии, своим беспрецедентным взлётом смешавшую все прежние расклады (см. «ФРГ: триумфаторы», №7-8(142), 2019»).

В обеих землях на этих выборах по сравнению с предыдущим разом была отмечена заметно большая активность избирателей. Скажем, в двух крупнейших городах Саксонии – Лейпциге и Дрездене – к урнам пришло вдвое больше избирателей. Эксперты видят в этом желание перемен. И это неудивительно, ведь по данным социологических опросов, многие жители Восточной Германии ощущают себя дискриминируемыми. Например, в Бранденбурге 59% респондентов согласны с утверждением, что во многих отношениях они даже три десятилетия спустя после воссоединения Германии остаются «гражданами второго сорта». Как считают 70% участников опроса, и в политике, и в экономике заметно большую роль играют жители Западной Германии, а «восточников» оттесняют на второй план. А более трети даже полагают, что за минувшие годы различия между Востоком и Западом страны усугубились. И лишь незначительное меньшинство уверено, что в обозримом будущем эта ситуация может измениться. Зато три четверти участников опроса убеждены, что культура и менталитет жителей Западной и Восточной Германии отличны друг от друга и останутся таковыми и впредь.

Выходит, тридцати лет оказалось мало для того, чтобы сгладить различия между жителями двух частей страны, существовавших раздельно на протяжении сорока лет?

После воссоединения из Восточной Германии переехало на Запад 4 миллиона человек, преимущественно молодые люди. В годы существования ГДР средний возраст её граждан составлял 37 лет, после 1989 года ситуация быстро поменялась на противоположную. Сейчас средний возраст жителей Восточной Германии – 50 лет. И среди этих людей широко распространена усталость от болезненных перемен, которые принесло воссоединение. Если для западных немцев послевоенный приход демократии ассоциировался с экономическим чудом и быстро выросшим благосостоянием, то на Востоке после 1989 года он порождал совсем другие ассоциации – с безработицей, деиндустриализацией целых регионов и массовым оттоком трудоспособного населения. Достаточно сказать, что после 1990 года многие жители восточных земель ФРГ долгое время не могли встать на ноги: даже в 2005 году официальная цифра безработицы на Востоке превышала 20%! Да, сейчас ситуация изменилась кардинально: рабочих рук на Востоке не хватает. Но это вызвано тем, что молодёжь давно уехала на Запад, а оставшиеся уже достигли пенсионного возраста.

Скажем, данные министерства внутренних дел ФРГ, содержащиеся в подготовленном им атласе, неопровержимо свидетельствуют: по подавляющему большинству показателей – заработные платы, пенсии, благосостояние, размеры личной собственности, величина наследства, налоговые поступления – жители восточных земель безнадёжно уступают своим западным соседям. И это чувство второсортности усугубляется тем, что «восточники» куда меньше представлены в науке, культуре, масс-медиа, экономике, политике.

И вот теперь, похоже, пришло время, когда за ошибки, которые вольно или невольно были сделаны в ходе воссоединения, германским политикам придётся платить. Хорошо бы, чтобы эта цена не была слишком высокой.

Сергей ПЛЯСУНОВ