Италия: жаркий август в политике


Очередной правительственный кризис в Италии стал быстротечным, завершившись объявлением премьер-министра Джузеппе Конте об уходе в отставку. Соответствующее прошение президенту республики он подал 20 августа.

Кризис назревал последние месяцы, но разразился в начале августа, когда «сильный человек» кабинета, министр внутренних дел и лидер партии «Лига» Маттео Сальвини отказал в поддержке партнёру по правящей коалиции – «Движению 5 звёзд» – и выступил с призывом провести досрочные выборы. Он объяснил это фактическим отсутствием парламентского большинства, возникшего в результате предыдущего голосования. Правящую коалицию образовывали «Движение 5 звёзд» и Лига, что обеспечило деятельность кабинета министров в течение 14 месяцев – срок не такой уж маленький для Италии, славящейся политической турбулентностью.

Призыв М.Сальвини стал неожиданным: ещё недавно он уверенно заявлял, что правительство Дж.Конте будет работать в течение пяти лет. Впрочем, не менее внезапным стало и высказывание одного из руководителей ведущей оппозиционной силы – левоцентристской Демократической партии, бывшего главы итальянского правительства Маттео Ренци о возможности политической сделки с популистским «Движением 5 звёзд», чтобы создать новое коалиционное правительство. Между тем нынешний кризис углубил раскол в Демократической партии, образуемой тремя течениями и потерпевшей полный провал на предыдущих парламентских выборах.

Расчёт М.Сальвини, пользующегося широкой популярностью в стране, очевиден: он надеется на более убедительную победу «Лиги» на досрочных выборах, чтобы создать «одноцветное» правительство. Или, в крайнем случае, в партнёрстве с детищем Сильвио Берлускони – правой партией «Вперёд, Италия!», которая была бы обречена на подчинённое положение. Уверенность лидеру придаёт успех на общеевропейских выборах 26 мая, когда его партия сумела получить почти 35% голосов.

Жёсткая политика главы итальянского МВД, особенно в области миграции, превратила его в «анфан террибль» в глазах властей Европейского Союза. В Брюсселе М.Сальвини считают выразителем крайне правых взглядов, популистом и противником европейской интеграции, особенно единой валюты, на которую он возлагает основную вину за нынешние экономические беды.

Гипотетическое правление Лиги в одиночку в такой важной стране, как Италия, стоявшей у истоков интеграционного процесса в Старом Свете, вызывает дрожь в кабинетах высоких чиновников, отвечающих за дальнейшее «европейское строительство». К тому же во внешней политике М.Сальвини дерзко выступает за пересмотр традиционных альянсов Рима, что также считается одним из серьезных вызовов единому курсу ЕС.

Андрей СМИРНОВ