К итогам летней сессии ПАСЕ: дебют в шахматной партии с Советом Европы остался за Россией


Results of the PACE summer session: debut in the chess game with the Council of Europe remained with Russia

В 2017-2019 гг. Москва намеренно пошла на обострение отношений с Советом Европы и заправляющим в нем Европейским Союзом. Ставки были подняты очень высоко. Чтобы вынудить Парламентскую Ассамблею СЕ снять санкции с делегации Федерального Собрания, сделать их введение в принципе невозможным и пригласить делегацию возобновить свое участие в ее работе на равноправной недискриминационной основе, она прекратила многомиллионные выплаты в бюджет Организации. Финансовый шантаж вверг СЕ в жесточайший финансовый кризис. Одновременно он поставил Брюссель перед выбором.

Ему пришлось определяться: либо ПАСЕ сдастся и пойдет на уступки «ненавистному авторитарному режиму», либо отношения между Москвой и Страсбургом будут разорваны с далеко идущими геополитическими последствиями. Эти последствия легко просчитывались. Коллективный Запад утрачивал один из последних каналов влияния на Москву. Градус противостояния в Европе пошел бы дальше вверх. Дрейф России в сторону Азии и сближение с Китаем, так пугающее ЕС и НАТО, продолжились. На правовом, экономическом и гуманитарном пространстве от Атлантики до Тихого океана, даже гипотетически, можно было поставить крест.

ЕСовцы предпочли первый вариант. На встрече мининдел европейских стран в Хельсинки в формате заседания Комитета министров СЕ они признали, что все государства должны иметь возможность участвовать в работе всех руководящих органов СЕ, включая Ассамблею, на равноправной недискриминационной основе. ПАСЕ подчинилась. В ночь с 24 на 25 июня, несмотря на бешеное сопротивление делегаций Украины, Польши, Грузии, Великобритании и стран Балтии, она проголосовала за внесение необходимых изменений в правила процедуры и пригласила делегацию Федерального Собрания возобновить участие в ней без каких-либо ограничений. Затем 26 июня подтвердила оспоренные полномочия российских депутатов.

Тем самым, проведя блестящую парламентско-дипломатическую операцию, Москва, как ей показалось, сумела решить сразу несколько крайне важных стратегических и геополитических задач. Она разорвала цепь санкций. Сумела настоять на своем, не пойдя на уступки ни по одному из международных, внешнеполитических и внутриполитических досье. Доказала всему миру, что была права и может отстаивать свои интересы в самых сложных условиях.

Однако за любые одержанные победы надо платить. Цена этой победы, если не принять упреждающие меры, может быть слишком высока. Наши западные партнеры тоже умеют просчитывать свои ходы и разыгрывать многоходовые комбинации. Они прикинули, что «сдавая» ПАСЕ, абсолютно ничего не теряют – отсутствие российской делегации лишь обессмысливало ее деятельность. Зато получают много. В денежном выражении – под 100 млн. евро, которые Россия задолжала СЕ. В политическом – возможность вновь давить на Россию по парламентской линии, критиковать ее почем зря, настаивать, требовать, грозить.

Это депутаты от Украины и всей антироссийской коалиции истерично клеймили «остальных» за предательство Киева, попустительство «агрессору», надругательство над европейскими ценностями. «Остальные» спокойно доказывали: глупые, конечно, нам всем нужно, чтобы российские парламентарии были с нами – только тогда мы сможем призвать их к ответу и предъявить им все наши претензии. Ни сбежать, ни отвертеться у них больше не получится – мы же согласились со всеми их требованиями.

Эта позиция нашла недвусмысленное отражение в резолюции ПАСЕ о признании полномочий. В нее включено предписание Москве принимать все миссии по выяснению фактов, представителей Комиссии по мониторингу за выполнением обязательств и докладчиков по отдельным досье. В ней перечислены все допущенные Москвой нарушения, по которым ей предложено предпринять незамедлительные действия. Главное – зафиксировано, что в течение года будет подготовлен обобщающий доклад по всему тому, что ей инкриминируется.

Фактически ЕС руками ПАСЕ, внешне пойдя на уступки и приняв все требования российской стороны, на деле подготовил предпосылки для того, чтобы развернуть новую кампанию по дискредитации Москвы, системному давлению на нее по всем направлениям, выбиванию из нее встречных уступок, а, значит, и усилению конфронтации. Такая угроза вполне реальна. Замысел является тайной Полишинеля. Чтобы в этом убедиться, достаточно вчитаться в текст резолюции и прослушать запись дебатов. Ему ни в коем случае нельзя дать сбыться.

Необходимые контрмеры:

— всем членам делегации Федерального Собрания – проникнуться важностью момента и посвятить всё свое время и силы работе в ПАСЕ, объясняя, завоевывая, перетягивая на свою сторону;

— правительству – выделить на поддержку деятельности России в СЕ не меньше средств, нежели вносится в бюджет Организации;

— сторонникам нормализации отношений в Европе – создать общество содействия СЕ, способное предложить новую повестку дня СЕ и ПАСЕ;

— администрации Президента – обеспечить контроль за гармонизацией правовой системы со стандартами СЕ и формированием переговорной позиции Москвы по их пересмотру: России пора отказываться от догоняющего правового развития, инициировав через СЕ создание правовых основ формирования Всеобъемлющего Большого Евразийского партнерства, отвечающего интересам всех народов континента.

© Марк ЭНТИН, профессор МГИМО МИД России,
профессор-исследователь БФУ им. И.Канта,

Екатерина ЭНТИНА, доцент НИУ «Высшая школа экономики»,
старший научный сотрудник Института Европы РАН

* Совместный проект журнала «Вся Европа» и дискуссионного клуба «Валдай»