Турция: кемалистская фронда берёт реванш


Эрдоган услышал тревожный звоночек. Услышал?

После символически провальных мартовских выборов, когда в двух крупнейших городах страны верх взяли кандидаты от оппозиции, президент Реджеп Тайип Эрдоган перешёл в контрнаступление.

Мало кто сомневается, что это по его настоятельной рекомендации Верховный избирательный совет аннулировал итоги голосования в Стамбуле, причем уже после того, как Экрем Имамоглу от Республиканской народной партии (РНП) принял бразды правления (см. «Турция: Эрдоган потерял Анкару, но отвоевал Стамбул», №5(140), 2019). Но ссылки на некие процедурные нарушения в ходе голосования слабо убедили жителей мегаполиса.

Причём, не убедили настолько, что на повторных выборах 23 июня тот же Экрем Имамоглу триумфально вернулся, чтобы снова занять престижный пост мэра самого финансово-экономически мощного и самого густонаселенного города Турции.

Более того, кандидат от РНП, читай – кемалистской партии сторонников светской государственности, даже собрал больше голосов, чем в марте (54%), хотя явка превысила прежний показатель всего лишь на один пункт. Это может означать одно: именно кемалисту отдали свои предпочтения другие оппозиционно настроенные избиратели. Особо обидная деталь для президента: за его идейного оппонента проголосовал район Ускюдар, где у Эрдогана собственное жильё, и который считался оплотом консерваторов.

Обозреватели различной политической окраски почти единогласно утверждают, что основная причина поражения правящей Партии справедливости и развития (ПСР) не только в том, что наступают «тощие годы», экономика буксует, инфляция порождает раздражение обывателя, а в том, что наступила естественная усталость от одного и того же лица. Эрдоган правит с 2003 года.

После довольно внушительных успехов на всех фронтах, за исключением, разве что дипломатического, сегодня он столкнулся с набором накопившихся социально-экономических проблем, которые начали сдерживать поступательное развитие. И это нарушило негласный «общественный договор» со средним классом, в частности, с городской интеллигенцией Анкары и Стамбула. И та взбунтовалась.

Надо отдать должное государственному чутью Эрдогана, который назвал выборы «проявлением власти народа». Проигравший кандидат от ПСР Бинали Йылдырым пообещал поддержать любые действия Имамоглу, направленные на благо жителей Стамбула. В конечном счёте, демократия взяла верх, что говорит о том, что в Турции она находится в неплохом состоянии, а привычные обвинения Запада в авторитарном правлении Эрдогана становятся шаткими.

Тем не менее, воцарение кандидата кемалистов в Стамбуле будет иметь далеко идущие последствия. Почему? Потому что на другом конце политического спектра решат про себя: «Акела промахнулся». Уже появились прогнозы о нарастании центробежных тенденций внутри ПСР. Поминают бывшего президента ТР Абдуллу Гюля, проговорившегося о намерении образовать собственную партию.

Поминают всё чаще и бывшего соратника Эрдогана, экс-министра иностранных дел и экс-премьер-министра Ахмета Давутоглу, воспринимавшегося одно время как естественный преемник «нового султана». Давутоглу также заикнулся о создании партии под себя. Да ещё осмелился укорить партию своего бывшего патрона, назвав ПСР «ограниченной и своекорыстной группировкой, попавшей в рабство собственных амбиций».

Примечательно, до поражения ПСР на мартовских выборах в двух мегаполисах Ахмет Давутоглу держался в тени и не рисковал вставать в позу оппозиционера. Но затем он обвинил советников Эрдогана из ПСР в попытках «править страной как параллельная структура». Не исключено, что бывший университетский профессор, которого обласкивали в западных столицах, получил поддержку своим амбициям из-за рубежа и потому так спешно активизировался.

Да, кемалистская фронда взяла реванш, а клановая война внутри ПСР выходит на новый уровень. Услышал ли Эрдоган тревожный звоночек? Думаю, ответ утвердительный. Однако, стоит повторить, что многоопытный боец Эрдоган не позволит распространиться иллюзии, будто «Акела промахнулся». И когда британские журналисты с Би-би-си задаются вопросом, не означает ли нынешнее «катастрофическое поражение» Эрдогана начало его конца, им стоит напомнить уже хрестоматийное выражение красноармейца Сухова из кинофильма «Белое солнце пустыни»: «Восток – дело тонкое».

Владимир МИХЕЕВ