Евробюджет: Э.Макрон своего добился, но проиграл


Создание бюджета для стран, входящих в зону евро, – одна из любимых идей французского президента Эмманюэля Макрона. Именно на нее он делал ставку в начале своего президентского пути, выставляя себя как проводника идей правильной европейской интеграции, призванной противостоять натиску евроскептиков.

На бумаге все выглядело логично.

Вместо неизменной политики жесткой экономии, основанной на строгом контроле за бюджетными расходами, предлагалось перейти к стимулированию экономического развития. Инструментом для этого и должен был стать бюджет еврозоны. По мысли главы французского государства и его советников, наполнив этот бюджет несколькими сотнями миллиардов евро, можно было бы, во-первых, защититься от вероятных последствий разных кризисных явлений, а, во-вторых, направить существенные средства на целевые программы.

Бюджет французы предлагали финансировать не только за счет взносов 19-ти государств-участников еврозоны, но и введением специальных налогов (например, экологического) и займами на рынках. Одной из задач Э.Макрону виделась работа над сокращением разрыва между различными группами стран внутри еврозоны, над сближением их экономических политик, гармонизацией социального законодательства, налоговой практики и так далее.

Однако инициатива Парижа тотчас столкнулась с сопротивлением группы северных стран во главе с Германией и Нидерландами. Они выступали за сохранение строгого контроля над бюджетными расходами и опасались, что предлагаемый Францией инструмент будет служить преимущественно для оплаты финансовых и бюджетных шалостей стран европейского юга.

После двухлетнего торга в июне 2019 года министрам экономики и финансов стран зоны евро удалось договориться.

Формально инициатива Э.Макрона одобрена, однако, по существу он проиграл по всем статьям: гора родила мышь. Французский министр Брюно Ле Мер говорил после принятия соответствующего решения о «мини-революции», «замечательном дне для Европы», «прорыве» и «выполнении предвыборного обещания» президента Франции. На самом деле компромисс, который должен еще пройти все процедуры согласования и утверждения и вступить в силу не раньше 2021 года, выглядит как жалкое подобие предлагавшейся грандиозной конструкции.

Во-первых, вместо сотен миллиардов в этом бюджете будет около 17 миллиардов евро, распределенных на 7 лет. Иными словами, на решение грандиозных задач между 19-ю странами-участницами будут распределяться 2,4 миллиарда евро в год. Таким образом, вливание столь скромного масштаба не сможет оказать сколько-нибудь существенного макроэкономического или иного эффекта.

Во-вторых, даже бюджетом этот новый сундучок не решились назвать. Его окрестили очередным чудовищным брюссельским бюрократическим прозвищем: Бюджетный инструмент конвергенции и конкурентоспособности. В переводе на человеческий язык это означает, что на предложенные средства нельзя будет финансировать никакие государственные службы или проекты, никакие социальные программы, но только некие «структурные реформы, призванные улучшить конкурентоспособность».

Такие предложения должны вноситься правительствами и соответствовать целям, согласованным странами еврозоны. Предположительно сферами применения могут стать реформы системы профессиональной подготовки кадров, модернизации госслужбы или пересмотра трудового законодательства. Возможно, часть средств будет выделяться на приоритетные направления деятельности ЕС, например, на программы цифровизации или охраны окружающей среды. Но, повторим, средства настолько невелики, что вряд ли обеспечат ощутимые результаты.

В-третьих, управление этим фондом не будет осуществляться автономно в рамках еврозоны, он станет одним из элементов общей конструкции бюджета Евросоюза. Это даст возможность странам, которые не перешли на единую валюту, оказывать влияние на принимаемые решения, а определяющую роль будет играть не еврозона, а исполнительный орган ЕС – Европейская Комиссия. Очень важно также, что при такой организационной конструкции новая структура не будет иметь право заимствовать деньги на рынке, а будет вынуждена довольствоваться только отчислениями стран-участниц.

Наконец, в-четвертых, за бортом оказалась одна из ключевых целей инициативы Э.Макрона – содействовать гармонизации социальной и налоговой политики внутри зоны евро. Об этом направлении работы даже не упоминается…

Алексей СТРАШЕВ