Франция-Германия: начало «медового месяца»?


Много шума и кривотолков вызвала в Европе и за её пределами тёплая встреча лидеров Франции и Германии, а главное – подписанное ими соглашение. Большую часть спекуляций и ложной информации на эту тему приписывают французским оппозиционным силам.

Особое внимание привлекает договорённость о двустороннем сотрудничества в области обороны и намерение «укрепить самостоятельные действия Европы» (в военной сфере. – Прим. ред.). Для этого обе страны решили усилить взаимопомощь всеми средствами, «включая вооружённые силы, в случае военной агрессии против их территорий». Париж и Берлин собираются также преодолеть существующие между ними разногласия в области экспорта оружия. Для этого намечено создать «Франко-германский совет обороны и безопасности».

Что касается внешней политики, то, вопреки распространявшимся слухам, лидеры не смогли договориться (или не стали этого делать) в отношении единого места обеих стран в Совете Безопасности ООН. Зато они обязались тесно координировать свои позиции в этом органе и направить усилия на получение Германией места постоянного члена СБ ООН.

Важное место в подписанном президентом Эмманюэлем Макроном и канцлером Ангелой Меркель документе занимает перспектива расширения взаимодействия в области культуры и образования. Особенно это касается сотрудничества соседних регионов двух стран, в частности, путём облегчения мобильности заинтересованных жителей и отмены административных и юридических препон. В то же время, оговаривается «защита действующих норм», обеспечивающих гражданам право на труд и социальные услуги.

Достигнутое соглашение предусматривает также достижение экономической конвергенции Франции и Германии. С этой целью намечено создание свободной экономической зоны, в которой будут действовать общие правила и нормы. Приоритетом названа «гармонизация предпринимательства».

Близка к этой цели и задача принятия «многолетней программы совместных проектов». Первым из них уже стала предстоящая работа по преобразованию одной из германских атомных электростанций. В дальнейшем планируется построить общую цифровую электронную платформу и совместно создавать искусственный интеллект. Очевидным символом более тесного взаимодействия Парижа и Берлина призвано стать регулярное, один раз в квартал, участие того или иного французского министра в заседании совета министров ФРГ, и немецкого – в правительстве Франции.

Некоторые наблюдатели расценивают состоявшийся франко-германский саммит как начало «медового месяца» в двусторонних отношениях. Другие отмечают, что это может служить очевидным подтверждением начала формирования «двухскоростной Европы» в рамках Евросоюза.

Сергей ИЛЬИН