Унификация корпоративного законодательства в ЕС и ЕАЭС как пример движения к универсализму права


Аннотация: Еще со времен подписания Лиссабонского договора в 2007 г. лозунги о прорыве в развитии Европейского Союза постепенно сошли на нет, а европессимизмом наполнилась последующая эпоха затяжных финансовых кризисов и глобальных процессов. С того самого момента великая машина интеграции движется на пониженной передаче и преимущественно в гору разногласий и попыток отдельных государств-членов покинуть неспокойный корабль Жан-Клода Юнкера. Несмотря на непростое время, эффективность единого рынка ЕС удается увеличивать за счет синергетического эффекта принятия различных резолюций и директив.

Движение к универсализму корпоративного права в этой работе занимает не последнее место. Пока вырабатываются и совершенствуются новые источники права в ЕС *1, в других союзах государств только начинают этот путь. 

Ключевые слова: интеграционное право, гармонизация корпоративного права, унификация корпоративного права, право ЕС, право ЕАЭС.

Annotation: Ever since the signing of the Lisbon Treaty, slogans about a breakthrough in the development of the European Union have gradually disappeared. The subsequent period of protracted financial crises and global processes was filled with euro-pessimism. From this moment on, the great machine of integration moves in on a mountain of disagreements and attempts by individual Member States to leave the restless ship of Jean-Cloud Juncker. Despite the difficult times, the efficiency of the single EU market can be increased due to the synergy effect of the adoption of various resolutions and directives. The movement towards universalism of corporate law in this work is not the last place. While new sources of law in the EU are being developed and improved, other unions of States are just beginning this way.

Keywords: integration law, harmonization of corporate law, unification of corporate law, EU law, EAEU law.

 

Интеграция как явление давно стало отдельной частью политики, вовлекая как развитые государства, так и развивающиеся. Отцы-основатели ЕС внесли столь значимый вклад на этапе зарождения первого значимого регионального центра современности, что эти старания обеспечили движение в сторону универсализма на долгие годы вперед.

В те годы, когда современная парадигма и политическая мысль заходит в тупик, значимые регионы мира – Латинская Америка, Северная Африка и Ближней Восток тонут в революционных и контрреволюционных настроениях, в ЕС достраивают надстройку очередного этапа интеграционного объединения, минуя постоянные споры.

Во многом эти революционные движения, которые охватывали отдельные государства-члены молодых региональных объединений государств, косвенно отсрочили участие СНГ, Андского сообщества наций и особенно Лиги рабских государств, Общего рынка стран Южной Америки, Африканского союза в гонке за лидирующую роль среди региональных центров мира.

Особое мнение члена коллегии (Министра) по интеграции и экономике ЕЭК Т.Д.Валовой: «Недавно мы проводили в ЕЭК аналитическое исследование с учетом наших собственных наработок. Постарались оценить уровень интеграции в рамках известных региональных блоков. Мы посмотрели на ЕС, а также на такие старые организации, как АСЕАН, МЕРКОСУР, и на опыт нашего интеграционного развития. Результаты достаточно понятные, но для нас очень приятные – на первом месте по уровню интеграции находится ЕС, на втором месте стоит ЕАЭС. Существенно опережаем АСЕАН и МЕРКОСУР, более старые объединения, которые, тем не менее, еще пока не вышли даже на уровень полноценного таможенного союза».

Европейская модель как базовая модель интеграции была выстроена, прежде всего, на деятельности и развитии наднациональных институтов и коммунитарного права. О бщее качество реализации первого и второго режима ЕС, коммунитарного права, в сочетании с равномерной экономической развитостью государств-членов позволяет достигать общий стабильный эффект экономического роста ЕС уже на протяжении многих десятилетий. При этом надо понимать, что коммунитарное право хотя и представляет собой замену норм законодательства государств-членов нормами законодательства, принятого на наднациональном уровне, ни в коем случае не заменяет национальные источники правового регулирования, присущие любому национальному праву, которые остаются в поле национальных интересов.

Более 30 экономических и политических интеграционных объединений государств полностью или частично скопировали основные элементы этой модели, но лишь в нескольких из них происходит в действительности эффективная унификация частного и публичного законодательства*2. В большей мере модель интеграции, которая была заложена в ЕС, нашла отражение в последующем как в Западноафриканском экономическом и валютном союзе (ЗАЭВС), так и в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Незадолго до образования ЗАЭВС в 1993 г. в целях содействия развития унификации и гармонизации коммерческого права, западноафриканскими и центральноафриканскими государствами была специально создана международная организация – Organisation pour l’Harmonisation en Afrique du Droit des Affaires (Организация по гармонизации коммерческого права в Африке (ОХАДА). Общее взаимодействие ЗАЭВС и ОХАДА привело к тому, что к середине 2000 г. помимо традиционной для региональных объединений государств гармонизации норм публичного законодательства в ЗАЭВС был запущен процесс гармонизации норм частного путем издания директив давно известных праву ЕС*3.

Примечательно, что в более развитых районах мира региональным объединениям государств, за исключением ЕС, не удалось прийти к сколь бы то ни было эффективной концепции гармонизации частно-правового законодательства в современных реалиях. Кроме развитой системы директив ЕС, аналогичная работа на должном уровне осуществляется только в ЗАЭВС и ЕАЭС.

При этом, если в Западной Африке для развития частного права вовлекалась в общую работу и ОХАДА, то в ЕАЭС весь процесс по сближению норм законодательства выполнялся только в рамках ЕАЭС, а сторонние международные организации или вовлекаются в качестве некоторых консультантов, или вовсе не привлекаются в эту совместную работу.

В палитре правовых методов по сближению законодательства государств – членов региональных объединений существуют разные способы. Если для ЕС и ЗАЭВС был выбран способ гармонизации через принятие директив, то в ЕАЭС был разработан, на наш взгляд, более гибкий инструмент – соглашения. Главным является то, что соглашения государств – членов ЕАЭС могут быть использованы как инструмент гармонизации норм законодательства государств – членов ЕАЭС, так и для унификации. При этом данные соглашения по своему содержанию могут иметь смешанный характер. В некоторых случаях рамочные соглашения государств – членов ЕАЭС могут выполнять одновременно функцию унификации и гармонизации норм в рамках отдельного института права.

За все время существования ЕАЭС были приняты:
1 единый кодекс – Таможенный кодекс ЕАЭС;
4 технических регламента;
16 соглашений по различным вопросам;
158 актов Высшего Евразийского экономического совета;
113 акта Евразийского межправительственного совета;
2601 актов Евразийской экономической комиссии.

Стремление к созданию единого пространства законности и правопорядка в ЕАЭС имеет четко выраженный европейский путь развития, который прослеживается как в ежегодных итоговых документах Евразийской экономической комиссии (ЕЭК)*4, так и в широкой повестке совещаний, которые прошли в органах ЕАЭС за последний год. Несмотря на то, что в «кузнице» Тиграна Саркисяна уже довольно продолжительный период идёт процесс унификации и гармонизации норм в отдельных в областях законодательства, в том числе в области частного права, источники, позволяющие осуществлять эффективную гармонизацию и унификацию частно-правового законодательства, немногочисленны. Среди важных последних успехов в работе по гармонизации законодательства государств – членов ЕАЭС можно отметить:

С 2018 г. ЕЭК разрабатывает новую парадигму развития с учетом глобальных вызовов. Результаты исследования должны стать основой для принятия новой концепции интеграции в 2020- 2021 г. Данная парадигма должна дополнить разработанный в 2018 г. план дальнейшего развития интеграционных процессов ЕАЭС.

В обновленной парадигме значительным направлением развития останется курс на унификацию и гармонизацию публичного и частного законодательства.*5 Наиболее важными направлениями унификации и гармонизации норм частно-правового законодательства в ЕАЭС являются:

В двух наиболее динамично развивающихся союзах государств – ЕАЭС и ЕС – проблемы унификации и гармонизации частно-правового законодательства одинаковы. К причинам этого можно отнести как отсутствие высокой политической воли сторон – государств – членов ЕАЭС / ЕС (временные затраты на процедуру согласования), так и существенную разницу в правовом регулировании отдельных институтов законодательства государств – членов ЕАЭС / ЕС.

Не смотря на схожесть проблем, в ЕАЭС, в отличие от ЕС и ЗАЭВС, сложился совершенно иной исторический опыт развития и модернизации законодательства государств-членов. Во-первых, г осударства – члены ЕАЭС объединяет общий исторический путь в составе СССР, а также определенные общие элементы культурного кода. Во-вторых, выработанные в СНГ модельные законы во многом явились основой для формирования национального права государств – членов ЕАЭС.

Особый интерес в этой связи вызывает вектор гармонизации корпоративных правоотношений как один из способов реализации политики по обеспечению максимальной эффективности единого рынка ЕАЭС*6. Это направление гармонизации представляет интерес в контексте результатов плодотворной работы, которую удалось достичь при движении единой Европы по пути гармонизации корпоративных правоотношений к образованию единого экономического пространства и законности. Опыт ЕС подтверждает выводы о необходимости совершенствования законодательства в этой области*7.

Если в ЕС с 1968 по 2009 годы было принято 11 директив, затрагивающих вопросы корпоративного права, и ряд регламентов, то в ЕАЭС вырисовывается программа интеграционного развития, в которой будут происходить схожие процессы. Однако то, на что ЕС потребовалось 50 лет, в ЕАЭС может произойти за 5-8 лет. По нашему мнению, д ругие политические и экономические объединения, скорее всего, также пойдут по такому же пути.

Представляется, что общие усилия различных союзов государств помогут окончательно оформить новый раздел международного частного права – международного корпоративного права. При этом отдельные попытки унификации в области корпоративного законодательства на всеобщем международном уровне, встреченные «в штыки» еще в 1994 г., остаются туманными. Несмотря на то, что кодекс поведения ТНК разрабатывался в стенах ООН на протяжении практически 30 лет, ни одно государство – член данной комиссии ООН так и не ратифицировало его. Остается констатировать факт, что в эпоху партикуляризма развитые государства до сих пор стараются ограничить свои корпорации от обязательств, которые могли бы существенно повлиять на бизнес последних*8.

Подводя итог можно отметить, что системный переход на более высокие уровни интеграции региональных политических и экономических объединений государств в мировой практике откладывается на первый взгляд из-за 3-х причин: 1) межкультурных барьеров; 2) низкой экономической общности; 3) смены режимов государственного управления ввиду экономических и внешних факторов.

ЕАЭС как наиболее молодое объединение государств подобного рода в последние годы продолжает движение по пути универсализма. Так, ЕАЭС фактически приступил ко 2-ому этапу унификации и гармонизации законодательства государств – членов, которое затрагивает не только институты отдельных отраслей публичного, но и частного права этих государств*9. Благодаря компактности аппарата ЕЭК, союзу удается эффективно преодолевать разногласия, возникающие в современной международной повестке как внутри ЕАЭС, так и за пределами объединения.

Для дальнейшего сближения частно-правового законодательства государств – членов ЕАЭС, используя опыт ЗАВЭС, предлагается рассмотреть возможность создания международной организации по гармонизации частного права в Евразии. Кроме того, думается, что в отсутствие достаточных точек соприкосновения с нашими западными партнерами, необходимо усиливать роль сотрудничества на межрегиональном уровне между ЕАЭС и различными союзами государств, поддерживающими добросовестные партнерские отношения, для создания единых межрегиональных источников публично-правового и частно-правового законодательства.

Евгений МАЛЬГИНОВ,
к.юрид.н., ст. преподаватель кафедры гражданского
и арбитражного процесса МГИМО МИД России

Библиография

 

*1  См., например: Directive (EU) 2017/1132 of the European Parliament and of the Council of 14 June 2017 relating to certain aspects of company law.

*2C м.: Галузо В.Н. О проблемах формирования Евразийского Экономического Союза // НПЖ «Диалог». 2018. №2. С. 57-64.

*3 См.: Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование: монография / Отв. ред.: Кашкин С.Ю. – М.: Проспект, 2015. // СПС Консультант Плюс.

*4 См., например: Доклад о реализации основных направлений интеграции в рамках Евразийского экономического союза 2018 год // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_razv_integr/Pages/ Аналитические%20доклады.aspx (дата обращения: 01.02.2019).

*5 См.: Тигран Саркисян: «Нам необходимо осуществлять гармонизацию законодательства на нашем пространстве» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ЕЭК. Режим доступа: URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/04-02-2019-1.aspx (дата обращения: 01.02.2019).

*6 См.: Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза // Официальный сайт ЕЭК. Режим доступа: URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01420213/ms_10122018 (дата обращения: 01.02.2019).

*7 См.: Власов А.А., Мальгинов Е.А. Унификация и гармонизация частно-правового законодательства в государствах членах Евразийского экономического союза // Ученые труды РААН. 2018. №1(48). С. 126.

*8 См.: Власов А.А., Мальгинов Е.А. Международное корпоративное право: состояние и тенденции его дальнейшего развития // Ученые труды РААН. 2018. №2(49). С. 118-119.

*9 См.: Власов А.А., Мальгинов Е.А. Унификация и гармонизация частно-правового законодательства в государствах членах Евразийского экономического союза // Ученые труды РААН. 2018. №1(48). С. 127.