Главная > Дневник событий > Экология > Испания: и мусор можно победить

Испания: и мусор можно победить

dop-Spain-glass
image_pdfimage_print

Пока власти крупных российских городов ломают голову над решением проблемы избавления от гор мусора, муниципалитет Мадрида отмечает – без шума и пыли – 20-летие с начала успешной утилизации стекольной тары. За два десятилетия масштабы переработки этих предметов удвоились.

Справедливости ради отметим, что первопроходцем на пути к решению непростой проблемы следует считать прозорливого бывшего мэра испанской столицы Энрике Тьерно Гальвана, который ещё в далёком 1982 году взялся за дело. Именно тогда, 37 лет назад, на улицах Мадрида появились пластиковые контейнеры для сбора бутылок.

Поначалу это новшество вызывало улыбку, а людей, не ленившихся воспользоваться контейнером, считали чуть ли не чудаками. Но так длилось недолго, и вскоре борьба со стеклянным мусором вошла в привычку жителей всех городов Испании. Сегодня на её территории насчитывается около 220 тысяч мест для сбора этого сырья – в среднем по одному на каждые 213 жителей. Перерабатывается уже 73% всей стеклотары, что ежегодно позволяет избегать выбросов в атмосферу около 7 миллионов тонн углекислого газа. Это равноценно изъятию из эксплуатации примерно двух миллионов автомобилей.

Управление столь масштабной общественно-полезной работой поручено некоммерческой компании «Эковидрио», учреждённой специальным законом в 1997 году. Одновременно ответственность за переработку одноразовых стеклянных изделий была возложена на их производителей. В этом движении участвуют уже более 2500 предприятий, или 99% всех производителей, не считая отелей и ресторанов. Важную роль играет нынешняя привычка испанцев пользоваться контейнерами, которые всегда находятся в досягаемости.

Тем временем руководители «Эковидрио» проводят работу с местными органами власти в небольших городах и посёлках, побуждая их принимать законы, обязывающие жителей соблюдать экологические требования.

В ближайших планах испанской компании – установка не менее 40 тысяч новых контейнеров, их оснащение сенсорами наполняемости отходами, а также оптимизация движения грузовиков для вывоза вторсырья. Она намерена перевыполнить директивы, предписанные странам Евросоюза в этой области Европейской Комиссией…

Помнится, и в Москве в начале 2000-х годов появились контейнеры для сбора мусора, но не пластиковые, а из нержавеющей стали – знай наших! Да и надписи на них были весьма задорными: «Лучше, чем в Париже!», «Лучше, чем в Риме!», «Лучше, чем в Мадриде!». Громоздкие ящики разместили почему-то прямо на тротуарах и в самых неудобных для пешеходов местах. К тому же узкие отверстия позволяли протолкнуть в них разве что маленькую бутылку.

Контейнеры исчезли так же неожиданно, как и появились. И тоже без шума и пыли – как круглая дата в Мадриде. Наиболее циничные (или проницательные?) москвичи утверждали, будто целью громкого проекта был вовсе не старт цивилизованной борьбы с отходами, а получение двойного дорогущего заказа: сначала на изготовление этих ящиков, а потом и на утилизацию – нет, не мусора, а ценной нержавейки. Так ли это, теперь уже не узнать.

Александр СОКОЛОВ

Кстати

Испания намерена стать первой страной в Европе, в которой с 2040 года законодательно будет запрещена продажа автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, включая гибридные. А ещё через десять лет предусмотрен запрет их использования. Соответствующий законопроект правительство направит в парламент уже в первом квартале текущего года. По мнению кабинета министров, декарбонизация автомобильного транспорта обернётся доходами в 235 миллиардов евро.

№1-2(137), 2019