Греция: как изменился А.Ципрас!


Бывший всеевропейский бунтарь, премьер-министр Греции Алексис Ципрас превратился чуть ли не в главного проводника политики Брюсселя на Балканах. Больше не слышно его призывов к свободе от диктата крупных стран Евросоюза и НАТО, высказываний в защиту достоинства и независимости всех участников этих объединений.

Напротив, теперь он выступает в качестве эффективного организатора исполнения предначертаний старших брюссельских товарищей. Наиболее ярким примером становится то, как он способствует решению многолетней задачи по вовлечению Македонии (точнее, Северной Македонии) в орбиту западных союзов.

До сих пор эта беднейшая бывшая югославская республика не могла быть вовлечена ни в ЕС, ни в НАТО из-за своего названия. Греция считала слово «Македония» имеющим отношение исключительно к собственной истории, географии и культуре. Поэтому она неизменно прибегала в Брюсселе к вето на любые документы, касающиеся взаимодействия с соседней страной, взявшей себе такое название.

После произошедшего в Скопье изменения правящего большинства и прихода к власти прозападных сил, после проведения (с огромными правовыми нарушениями) форсированной процедуры переименования страны в Северную Македонию, на что согласилось и правительство Ципраса, перед изгоями открылись все брюссельские двери. Теперь выполняются не менее форсированными темпами все формальности для начала приема в НАТО и переговоров о вступлении в Евросоюз. Складывается впечатление, что сделать это хотят как можно быстрее, пока македонское население не опомнилось и не сменило власть.

tp-komm-Cipras2В этих условиях А.Ципрас обеспечил ключевое внешнее решение – необходимые результаты голосования в греческом парламенте, не остановившись перед выходом из коалиции своего партнера, выступавшего против сделки по новому названию соседней страны. В Афинах поговаривают даже о возможности формирования нового правительственного большинства, например, с проамериканскими социалистами. В любом случае, это уже не столь важно, поскольку в 2019 году в Греции должны пройти всеобщие выборы.

Превратившись, по выражению итальянской деловой газеты «Соле – 24 оре», в «паладина ЕС и НАТО на Балканах», Ципрас, возможно, отрабатывает лояльное отношение к себе в свете усилий по преодолению глубокого долгового кризиса, остроте которого, кстати, способствовала непримиримая позиция Брюсселя и Берлина. Ценой огромных социально-экономических жертв Греция вышла из острой фазы кризиса, обязавшись проводить финансовую политику, продиктованную извне, но полностью противоречащую тем обещаниям, благодаря которым бывший бунтарь победил на выборах.

Алексей СТРАШЕВ