ЕС: курс на госуправление экономикой?


В Евросоюзе назревают принципиальные схватки вокруг будущего курса в области развития промышленности. Германский министр экономики Петер Альтмайер представил плод длительных размышлений – «Национальную промышленную стратегию 2030». Этот документ призван обрисовать основные направления движения промышленности страны в предстоящее десятилетие.

Сам документ и особенно развернувшаяся дискуссия, вышедшая за германские пределы, обозначают два принципиально новых момента.

Во-первых, Берлин рисует контуры гораздо более протекционистской и менее либеральной промышленной политики. Это касается, прежде всего, такого деликатного вопроса, как слияния индустриальных гигантов с целью создания так называемых национальных чемпионов. Эти шаги предлагаются ради образования более крупных и мощных компаний, способных конкурировать с гигантами из США и Китая. В противном случае, как не без оснований полагают разработчики проекта, европейцы будут смяты соперниками. Государства и Евросоюз должны всемерно поддерживать на официальном уровне усилия в этом направлении.

Примечательно, что такие идеи звучат из уст не социал-демократов, что было бы более понятно, а в речах вполне консервативных христианских демократов. При этом Альтмайер обозначил 10 приоритетных отраслей, где следует сосредоточить усилия. Среди них – металлургия, химическая промышленность, станкостроение, аэрокосмическая отрасль, производство медицинского оборудования и некоторые другие.

Такой подход радикально противоречит нынешним либеральным установкам Брюсселя, который тормозит слияния гигантов во имя конкуренции и защиты прав потребителей. Как раз одновременно с выступлением германского министра Еврокомиссия объявила, что не разрешает слияние подразделений германской корпорации «Сименс» и французской «Альстом», которые занимаются выпуском локомотивов и другого железнодорожного оборудования. Это слияние задумано как раз для противостояния конкурентам с других континентов.

Во-вторых, новые германские идеи оказались созвучными тем, которые традиционно продвигают французы. Со времен генерала де Голля они выступают за большую роль государства в экономике, что получило термин «дирижизм». Не случайно из Парижа берлинского коллегу поддержал французский министр экономики и финансов Брюно Ле Мер.

Такое положение отражает определенный отход Германии от ориентации на исключительно либеральные критерии в развитии экономики в сторону большей защиты национальной промышленности уже не внутри Евросоюза, а в масштабах набирающей обороты глобальной конкуренции, где разные формы протекционизма обретают право на жизнь.

Эти инициативы не означают, что Берлин (и Париж) уже сделали выбор и что можно говорить о смене стратегии. Даже в самой германской верхушке вовсе нет единодушия по этому вопросу. Однако сам факт постановки вопросов в такой плоскости говорит о понимании меняющихся условий развития экономики, правил глобальной конкуренции и необходимости нащупать новые подходы.

Светлана ФИРСОВА