Зона евро: вызовы для Марио Драги


В конце октября 2019 года истекает мандат председателя Европейского центрального банка Марио Драги. Он занял этот пост в 2011 году и провел ключевое финансовое учреждение еврозоны через самый турбулентный период ее истории.

На заключительном этапе у него остается целый ряд острых проблем, которые необходимо решить.

Первая из них связана с подъёмом (или нет) учетной ставки. До сих пор он этого никогда не делал, но и не хотел бы войти в историю ЕЦБ с таким клеймом. Темпы экономического роста еврозоны недостаточно мощные, хотя риска спада нет, дефляция больше ей не угрожает, однако различные факторы не позволяют пока пойти на такой шаг. С одной стороны, ЕЦБ понизил прогноз экономического роста зоны евро (с 2% до 1,9% в 2018 году, с 1,8% до 1,7% в 2019 году). С другой – внешние факторы не позволяют с уверенностью смотреть в будущее: это связано с геополитической нестабильностью, ростом протекционистских настроений, а также волатильностью фондовых рынков.

Вторая проблема называется «Брекзит». Это очень серьезный фактор, хотя Великобритания в еврозону не входит. Вместе с тем, с июня 2016 года именно перспектива ее выхода из ЕС стала в Брюсселе главной темой. Сейчас не ясно, чем завершится эта эпопея и завершится ли вообще, состоится ли в конечном итоге уход Лондона в самостоятельное плавание. Неопределенность сохраняется, а возможность «жесткого Брекзита», то есть без подписания соглашения об условиях развода, грозит серьезными последствиями для международной торговли и экономических отношений британцев с континентальной частью ЕС. В этом случае ЕЦБ окажется в авангарде битвы за ограничение финансового ущерба от такого развития событий.

Третья проблема связана с противостоянием США по тарифным вопросам, а также с сохраняющейся угрозой американо-китайской торговой войны. Эти факторы способны сказаться на темпах роста еврозоны, к чему ЕЦБ также должен быть готов.

Еще одним элементом неопределенности являются предстоящие в мае 2019 года выборы в Европарламент. Впервые их результаты, при всей второстепенности этой ассамблеи в системе институтов ЕС, могут иметь существенное политическое значение. Ожидается, что по итогам голосования вырастет представительство различных несистемных партий и движений, которые не вписываются в брюссельский мейнстрим. Хотя обвинения их в том, что они выступают против евро (и других элементов евроинтеграции), в значительной степени являются частью пропагандистской борьбы с этим силами, их подход к путям решения накопившихся проблем отличается от подходов нынешних правителей. Как среагируют рынки на результаты голосования? Каким будет новый расклад политических сил? Эти и другие вопросы будут побуждать ЕЦБ готовиться к самым разным сценариям.

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ