Евросоюз: план есть, осталось выполнить


Амбициознейшую программу в области охраны окружающей среды выдвинула Европейская Комиссия. Она представила в конце ноября в виде «дорожной карты» долгосрочную стратегию, которая предусматривает сокращение выбросов углекислого газа в Европейском Союзе на 80% к 2050 году. Это позволит экономике ЕС стать «нейтральной» в отношении данного загрязнителя окружающей среды, что соответствует Парижскому соглашению по климату.

«Мы сможем этого добиться. А если достигнем успеха, многие за нами последуют. Если не нам, то кому же быть лидерами?» – заявил член Европейской Комиссии Мигель Ариас Каньете, ответственный за политику ЕС в области энергетики и окружающей среды.

Конечно, более чем через 30 лет вряд ли сам этот чиновник сможет убедиться в справедливости своих слов: как гласит восточная пословица, «или ишак, или падишах…» – ну, вы знаете, что с ними случится. Тем не менее, документ с громким названием «Чистая планета для всех» получил путёвку в жизнь. В нём делается ставка на «радикальное изменение нашей системы энергетики, сельскохозяйственной отрасли, модернизацию промышленности, транспорта и городов в целом».

В «дорожной карте» отмечается, что ныне 500-миллионное население ЕС к 2050 году увеличится на 30%, и на интеграионное объединение будет приходиться десятая часть всех глобальных выбросов углекислого газа. Сейчас власти Союза и правительства входящих в него стран принимают законодательные меры, направленные на уменьшение этих выбросов на 45% к 2030 году. Однако Брюссель намерен ускорить переход от «нефте-угольного» прошлого к будущему, в котором место этих энергоносителей займут электричество и природный газ.

«Нейтральная» к углероду экономика, то есть, способная поглощать весь углекислый газ, который она производит, обещает людям многие блага. Прежде всего, положительное влияние на здоровье населения и резкое сокращение расходов на медицинское обслуживание. По подсчётам европейских экспертов, каждый евро, вложенный в возобновляемые источники энергии, возвращается двумя евро, сэкономленными на здравоохранении.

Кроме того, согласно выводам аналитиков, благодаря этим мерам ЕС улучшит свое геополитическое положение и торговые отношения с остальным миром, поскольку сможет экономить до 70% от суммы в 266 миллиардов евро, которые ежегодно расходует на импорт ископаемых энергоносителей, преимущественно нефти и природного газа.

В области электроэнергетики Брюссель планирует перейти на систему, в которой будут доминировать возобновляемые источники, но определённая доля сохранится и за атомной энергией.

Не обойден вниманием транспорт, на который приходится около четверти всех вредных выбросов. В этой сфере исполнительный орган ЕС делает ставку на электромобили, которые должны становиться всё более эффективными.

Тон в многоплановом движении к просветлённому будущему, по мнению авторов «дорожной карты», должны задавать европейские города, в которых проживают 75% всего населения ЕС. Предусматривается первоочередное развитие общественного транспорта, использование велосипедов, системы совместного пользования автомобилями («кар-шеринг») и доставка товаров беспилотными летающими аппаратами.

В связи с тем, что около 40% всей энергии в Европе потребляют домохозяйства, значительное внимание Еврокомиссия уделила повышению эффективности энергопользования за счет унификации систем отопления и кондиционирования воздуха, а также применения инновационных строительных материалов.

Кроме того, Брюссель настаивает на введении экологического налога по принципу «кто загрязняет – платит», и призывает сохранять леса и сельскохозяйственные угодья, поглощающие углекислый газ и производящие биоэнергию.

Европейская Комиссия признаёт, что и в далёком 2050 году экономика частично сохранит свою зависимость от природного газа, и что некоторые отрасли промышленности и сельского хозяйства по-прежнему будут загрязнять окружающую среду. Наряду с ожидаемым открытием новых способов борьбы с этим явлением, Брюссель предлагает шире использовать водород и биомассу в качестве топлива, расширять методы улавливания и хранения углекислого газа.

Игорь ЧЕРНЫШОВ