Ремшайд: как это было


…8 декабря 1988 года. Этот зимний день не предвещал никаких неожиданностей, хотя он и выдался в прирейнском краю необычайно туманным. Ремшайд, который полушутя называют самым маленьким из больших городов земли Северный Рейн – Вестфалия, не торопясь, готовился к приближающемуся Рождеству.

С американского военного аэродрома Нёрвених взлетел самолет А-10 «Тандерболт», или «Бородавочник» на жаргоне боевых пилотов. Идя на большой скорости и малой высоте, летчик потерял ориентировку, чему, конечно, немало способствовал туман. В 13.28 машина упала на жилой дом № 128 по Штокдер штрассе. От этого здания не осталось ничего, еще четыре были сильно повреждены. Погибли 7 человек, включая пилота, ранены были еще 50.

Через некоторое время весь квартал оцепили американские солдаты. Начались поиски «черного ящика», тщательный осмотр руин, перебирание обгоревших и оплавленных камней и сортировка обломков и деталей…

Двадцать лет спустя о трагедии на Штокдер штрассе уже почти ничто не напоминает. Бреющие полеты над городом давно прекратились. Многие из тех, кто пережил эту трагедию, давно переехали, из оставшихся почти никто не склонен вспоминать давно минувшее.

Однако руководителю городского природоохранного ведомства Вольфгангу Путцу пришлось долгие годы иметь дело с последствиями этой катастрофы. «Здесь образовался огромный огненный шар и, как это всегда случается при неконтролируемом горении, выделялись, в том числе, и вредные вещества. Поэтому нам пришлось брать пробы грунта и тщательно их исследовать. Обнаружили повышенное содержание полихлордифенила, но позже выяснилось, что единственное, откуда они могли взяться, это от трансформатора, сгоревшего еще во время бомбардировок второй мировой войны. Находили также и диоксин, но в небольших количествах», – рассказывает В.Путц.

В то же время по городу постоянно курсировали слухи: американские солдаты из оцепления шепотом говорили жителям о том, что на этом месте больше никогда не должны играть дети. Но экологи, поскольку все военнослужащие США работали без защитных костюмов, пришли к выводу, что ничего опасного для жизни там быть не могло.

Когда в 2002 году стало известно, что «Тандерболты» стреляли в Сербии противотанковыми снарядами с урановыми сердечниками, то пробы грунта взяли на исследование еще раз. И это несмотря на то, что американские ВВС многократно подтверждали, что на борту потерпевшего крушение самолета было только учебное оружие.

До сих пор никакой связи между аварией А-10 и динамикой онкологических или кожных заболеваний горожан установить не удалось.

Пройдет еще десяток лет, и о катастрофе на Штокдер штрассе будет напоминать только мемориальная доска на ремшайдском кладбище…

Антон ЧАРКИН