Евросоюз решил пока только пожурить Румынию


Румыния, которая в первом полугодии 2019 года готовится впервые председательствовать в Евросоюзе, подверглась фронтальной атаке как со стороны Еврокомиссии, так и Европарламента.

Евродепутаты на ноябрьской сессии приняли резолюцию, в которой констатировали, что Бухарест нарушает некоторые основные права и свободы, не соблюдая, таким образом, базовые ценности ЕС. Они призвали Румынию изменить политику и отказаться от проектов реформ, которые «поставят под сомнение правовое государство, включая принцип независимости судебных органов». В документе выражается также опасение по поводу ограничений свободы СМИ. А в заключение отмечена необходимость «осуществлять постоянный мониторинг положения» в этой стране.

Фокус критики Румынии направлен на недостаточные меры по борьбе с коррупцией и с организованной преступностью.

Однако, этот документ, получивший поддержку 473 депутатов при 40 воздержавшихся и 151 проголосовавшем против, оказался довольно мягким по сравнению с внесенным на рассмотрение первоначально по инициативе фракции «зеленых». Там Бухаресту предъявлялись гораздо более жесткие претензии, содержались беспощадные формулировки, предлагались твердые меры воздействия.

Как попытку мягко пожурить Румынию следует расценивать и выступление заместителя председателя Еврокомиссии Франса Тиммерманса. Пригрозив возможностью «брутальной оценки» положения в Румынии, он отметил позитивные изменения в организации системы правосудия и противодействии коррупции в высших сферах. При этом высокопоставленный еврочиновник выразил опасения перед возможностью «изменения тенденций в этой области».

Пожалуй, самым неприятным для Бухареста могло быть прозвучавшее в его устах сравнение с другим вечным отстающим в евросоюзовском классе – Болгарией, которой также систематически выдвигаются подобные внушения. Так вот, по словам Тиммерманса, у Софии в этом плане прогресса больше, чем у Бухареста.

Пока руководящие структуры Евросоюза решили Румынию в очередной раз просто пожурить, поскольку эта страна не проявляет политической непокорности и не демонстрирует самостоятельности в Брюсселе.

Это отличает ее от Венгрии и Польши, которые в совершенно разных областях отказывались подчиняться окрику старшего брата из ЕС. Им грозят более серьезная кара.

Против них задействованы положения статьи 7 Лиссабонского договора о создании Евросоюза в его нынешнем виде, которые предусматривают введение санкций за нарушения норм правового государства. В случае доведения конфликта до логического конца и отсутствия компромисса, такое развитие событий грозит Варшаве и Будапешту лишением права голоса в Европейском Совете – органе, объединяющем глав государств и правительств, который решает основные вопросы в ЕС.

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ