А.Меркель: хорошая мина при плохой игре


В последний год судьба явно неблагосклонна к Ангеле Меркель. Федеральные выборы её партия выиграла с огромным напряжением сил, формирование правящей коалиции протекало с такой натугой, которую в послевоенной политической истории ФРГ и не припомнить. А когда, наконец, удалось кое-как склепать новую-старую правящую коалицию, работа пошла с такими сложностями и скандалами, что судьба кабинета министров не раз висела на волоске. Октябрь 2018 года тоже приготовил фрау канцлерин изрядные испытания. Речь идёт о двух выборах в земельные парламенты – в Баварии и в Гессене.

Глава германского кабинета министров приложила немало усилий, чтобы показать, что выборы эти – вполне рядовое событие, от которого в её личной политической судьбе ничего не зависит. В одном из последних интервью она так и заявила: нечего, мол, изображать из каждых земельных выборов маленькие выборы в бундестаг. Это, де, не так. Но такие рассуждения, увы, не более чем попытка сохранить хорошую мину при далеко не успешной игре.

Вы вправе спросить: как же так, ведь всегдашний младший партнёр по правящей коалиции – баварский ХСС – удержался у власти. Да, но с каким результатом? А с худшим за всю историю этой партии, вот с каким! И кто теперь ответит за позорный провал партии, имевшей в предыдущую легислатуру абсолютное большинство в ландтаге? Ведущий кандидат Маркус Сёдер? Лидер ХСС Хорст Зеехофер, занимающий сейчас пост министра внутренних дел ФРГ? Но разве не за провальную миграционную политику госпожи Меркель наказал баварский избиратель её младших партнёров?

Сейчас в Баварии на обсуждение всех этих вопросов наложен временный мораторий: местные политики заняты формированием правящей коалиции, которая должна быть, согласно нынешним намерениям, «чёрно-оранжевой», сиречь состоящей из ХДС и представителей «Свободных избирателей». Этот потенциальный союз уже получил название «Баварской коалиции». Оба партнёра причисляют себя к политическим центристам и наперебой расписывают, как у них много общего, позволяющего плодотворно трудиться на благо родной Баварии.

Но всё это лишь оттягивает неизбежное, то, что должно наступить после 12 ноября, когда Сёдер будет удостоен поста премьера земельного правительства. Потом, как ни крути, а придётся заниматься перестройкой рядов ХСС с неизбежным выяснением того, кому надо заплатить за разбитые горшки.

Между прочим, Хорст Зеехофер уже выступил по баварскому телевидению и без обиняков заявил, что критиковать его, разумеется, можно, но мальчика для битья он из себя сделать не позволит. Тогда как, по просачивающейся в прессу информации, значительная часть «партайгеноссен» настроена именно что подобным образом: во всём, дескать, виноват Зеехофер. Для того, чтобы высказать это ему прямо в лицо, две окружных партийных организации – верхнебаварская и швабская – требуют созыва «чрезвычайного съезда». А из других, правда, более мелких, районных, организаций и вовсе раздаются смутьянские речи: в отставку, де, Зеехофера и всё тут!

Всё это напоминает ситуацию, сложившуюся год назад, после выборов в бундестаг, которые христианские демократы тоже завершили со скромными результатами. Тогда давление на Зеехофера, особенно со стороны депутатов ландтага, готовившихся идти на выборы, было таким сильным, что ему пришлось уступить кресло премьера Маркусу Сёдеру.

Провести чрезвычайный съезд будет непросто. Даже если к требованиям двух окружных организаций присоединится третья – без этого вообще говорить не о чем – процедура созыва будет долгой и муторной. Серьёзных имиджевых потерь Зеехоферу не избежать. Всё это рикошетом бьёт по фрау Меркель, которой в декабре тоже предстоит предстать на съезде перед товарищами по партии и доказать, что она – именно тот человек, которому надо вручить бразды правления ХДС на следующие годы. Да, собственно, её лидерский потенциал уже сейчас начинает вызывать вопросы у влиятельных политиков (см. «Кто-то должен это сказать, правда?», №10(134), 2018).

А ведь, между прочим, в последнее воскресенье октября на вышеупомянутых земельных выборах в Гессене ответ перед избирателями придётся держать уже партии Ангелы Меркель – ХДС. И спрос, как предрекают социологи, будет весьма жёсткий, потери ожидаются не меньше, чем у ХСС в Баварии. Если так и случится, то рост антимеркелевских настроений в партнёрской партии гарантирован. И, соответственно, претензий к тем, кто продолжает держать баварцев в положении преданного младшего партнёра, вынужденного получать синяки и шишки за чужие, в данном случае – меркелевские – грехи, будет все больше. Звучать они будут всё громче.

Вот теперь и судите сами, большое ли значение имеют для берлинских политиков результаты земельных выборов. Или фрау Меркель просто храбрится, потому что больше ей ничего не остаётся. В особенности после того, как она не сумела даже провести своего человека на пост главы парламентской фракции – больший удар по самолюбию трудно и придумать.

А уж после выборов в Гессене, если они, повторяю, закончатся в соответствии с прогнозами социологов, можно будет вынести окончательное суждение о результатах первого года четвёртого срока правления Ангелы Меркель. Пока всё выглядит так, что похвастаться ей будет нечем.

Андрей ГОРЮХИН