Дело Скрипаля: в ход пошёл фотошоп


Шоу не остановить. На кону – выживание Терезы Мэй

В начале сентября британская прокуратура назвала двух россиян, Александра Петрова и Руслана Боширова, главными подозреваемыми в покушении на убийство Сергея и Юлии Скрипалей. Но почему-то прямых доказательств вины «отравителей» не было предъявлено.

Просто выяснилось, благодаря видеокамерам наружного наблюдения, что эта пара весьма деятельных туристов-коммивояжеров (посетили чуть ли не 30 стран, а с сентября 2016 года по март 2018-го побывали в Амстердаме, Женеве, Милане и многократно в Париже), прибыла в Британию 2 марта, побывала в Солсбери, а 4 марта – в день отравления Скрипалей – покинула пределы острова. Снимков того, как они наносят смертоносное вещество «Новичок» на ручку двери дома Скрипалей, не предъявлено. Равно как и свидетелей, видевших, как злоумышленники подкладывают в сумочку Юлии флакончик с духами от «Нина Риччи».

Зато фотографии обоих «чистильщиков», якобы кадровых сотрудников ГРУ, по версии британских спецслужб, растиражированы повсюду. Анализ этих портретов заслуживают отдельного разговора. Но прежде стоит обратить внимание на такую деталь.

Королевская прокурорская служба отказывается требовать у Москвы выдачи обвиняемых: «Мы не будем обращаться к России с просьбой об экстрадиции этих людей, так как российская конституция не позволяет выдавать граждан РФ. Россия дала это понять, отвечая на другие запросы об экстрадиции собственных граждан».

На самом деле, Лондону это выгодно. В случае открытого и гласного процесса свидетельства обвиняемых могут порушить прокурорскую линию нападения и разоблачить обвинение в свой адрес как «фейк», либо по недомыслию, либо по умыслу. А это им надо?

Однако в информационной войне, развязанной против России шатающимся правительством Терезы Мэй по внутриполитическим соображениям, все средства хороши. Как заявила лидер консерваторов, «на основании проведенного расследования правительство делает вывод, что двое граждан, имена которых назвали полиция и прокуратура, являются сотрудниками российской военной разведки ГРУ… Это не была просто преступная операция. Вероятнее всего, она была одобрена за пределами ГРУ, на высшем уровне российской власти». Прямой выпад против Владимира Путина.

При этом, находящая почти на осадном положении Тереза Мэй, а ей уже прочат скоропалительную отставку, весьма опрометчиво добавила, что «только у Москвы были причины отравить Скрипалей». Ну, да, конечно – это за две надели до президентских выборов в России и почти накануне летнего футбольного мундиаля…

 

Фотошоп оставляет следы, а вы не знали?

Британские власти радостно подхватили «расследование», проведённое местным блоггером и содержателем сайта Bellingcat, которое методом сличения фотографий дало искомый результат: Руслан Боширов не тот, за кого себя выдает. На самом деле, он ни кто иной, как Герой России, полковник ГРУ Анатолий Чепига, принимавший участие в военных действиях в Чечне и на границе с Украиной в 2014 году.

Российский блоггер Олег Лурье заинтересовался методикой получения этой доказательной базы и провёл собственное сличение снимков, в частности, двух фотографий полковника ГРУ Чепиги, в юности и сейчас.

Привожу дословно ход рассуждений автора при сравнительном анализе:

«При большом увеличении обнаруживаем, что на фото №1 у Чепиги правая бровь дугообразная, а на второй уже оказывается изогнутая под резким углом. Почти, как у Боширова. История с носом (с носами) тоже интересная. На фото №1 у юного Анатолия Чепиги нос слегка вздёрнут вверх и отчетливо видны обе ноздри. На фото №2 у него нос уже чуть опущен вниз, что сразу же придаёт ему сходство с носом Боширова. Сравните: правый глаз молодого Чепиги имеет миндалевидную форму, а на фото №2 вдруг оказался обычным, классической формы. Почти, как у Боширова. А теперь смотрим на губы. На фото №1 у будущего сотрудника ГРУ верхняя губа обычная, ровная. А на фото №2 верхняя губа Чепиги вдруг становится изогнутой посредине, как бы волнообразной, что сразу же придает ему сходство с губами Боширова.

Ну и напоследок, при большом приближении на фото №2 видно, что силуэт щетины вокруг рта и на подбородке явно пририсован, создавая эффект того, что побрился, и она слегка проросла. Но дело в том, что, если человек сбривает бороду или легкую небритость, она снова не прорастает той же правильной формы, как была после выравнивания. Такую форму надо придавать машинкой, а растет небритость изначально без чётко выраженной формы. То есть, для придания похожести Чепиги на Боширова, ему просто пририсовали щетинку очень правильной формы».

Как выражаются в таких случаях англичане, хотите – принимайте логику автора, хотите – нет (take it or leave it). Так или иначе, есть предостаточно свидетельств тому, что фотошоп оставляет следы, а создатели подделок могут быть – и обычно так и бывает – разоблачены.

 

Пирамида фейков растёт вверх

Стоит вернуться во второй акт макабрический мыльной оперы, когда был извлечён на свет флакончик с устройством для распыления (спрей) духов Premier Jour от марки «Нина Ричи» (классифицируется как женский аромат и принадлежит семейству цветочные).

Получается, что засланные в Солсбери киллеры привезли и носили при себе спрей с убийственным ядом. «А если в кармане случайно нажмёшь? – задался риторическим вопросом кандидат биологических наук, эксперт по биологическому оружию Илья Духовлинов. – Любой газ класса «Новичок» настолько летуч, что достаточно микрощели, чтобы за несколько минут убить человека, который бы положил себе в карман подобный пузырек».

В интервью деловой газете «Взгляд» биохимик Духовлинов высмеивает и другое фейковое утверждение британских следователей. Находка флакона случилась спустя… два месяца после лже-убийства Скрипалей.

«В серии «Новичка» действительно есть тягучие газы, плотные. Это такая паста, которую можно было бы нанести на предмет. Но даже она испарится в течение суток и отравит при этом весь отель», – разъяснил эксперт. И продолжил: «Если что-то и оставалось, то давно бы уже испарилось. Обычно газы класса «Новичок» испаряются в течение суток. Кроме того, если бы в номере оставались даже малейшие следы газа, то там неизбежно появились бы другие жертвы. Уборщицы и другие постояльцы неизбежно отравились бы. Где эти пострадавшие?»

Боевой газ класса «Новичок» можно перевозить исключительно в «абсолютно герметичной ёмкости», где отсутствуют любые «сочленения», поясняет Духовлинов, и уж никак не в пузырьке с поршневым механизмом, где предостаточно микрощелей.

Это, во-первых. Во-вторых, блоггер Владимир Ворожцов представил занятный и вполне убедительный набор аргументов, объясняющих, почему попытка Лондона выставить Петрова и Боширова агентами ГРУ, а события в Солсбери за спецоперацию, выглядит полнейшей несуразицей. Привожу их дословно:

«Да и зарубежный опыт, особенно израильский, наглядно свидетельствует о следующем:

1. Группа, занимающаяся ликвидацией, обычно состоит, например, у израильтян, из шести-восьми человек.

2. Они прибывают в страну из различных стран (естественно, не из Израиля) и с паспортами иных государств (Ирландия, Канада и т. п.). У Израиля были уже дипломатические скандалы на эту тему.

3. Не пользуются они общественным транспортом: их ждут сменные арендованные или заранее приобретённые на чужие имена машины. И не в гостиницах останавливаются агенты, а в съёмных коттеджах или в иных объектах (жилые автомобильные фургоны, баржи и т.д.)

4. Установку (разведку) объекта ликвидации проводят не сами ликвидаторы, а совсем другие люди – специалисты по установке.

5. Перемещаются ликвидаторы маршрутами, на которых максимально отсутствуют средства объективного видеоконтроля. И дорогу они ищут не по указателям и навигаторам, а заранее великолепно осваивают необходимые пути движения.

6. В процессе перемещений ими активно используются средства маскировки (смена одежды, парики, усы, очки и иные приёмы изменения внешности и т.п.).

Английская разведка в СССР эти приемы очень активно использовала! Маскировка и смена оперативной одежды – это азы для начинающих изучать спецдисциплины!

7. После выполнения задачи группа немедленно покидает страну, но убывает в другие, далекие от Израиля страны. И уж не той же самой авиакомпанией и по возможности не из того же аэропорта.

Фактически, по мнению госпожи Мэй, сотрудники ГРУ – законченные идиоты и дилетанты и ничему этому вообще не учились…»

В-третьих, если даже допустить, что Петров и Боширов действительно причастны к странному краткосрочному отравлению Скрипаля, который работал, как выясняется, уже не на две, а на четыре спецслужбы, а попутно и на мафию, то едва ли за этим могла стоять какая-либо серьёзная и многоопытная структура, например, ГРУ. Достаточно включить элементарную логику (вы слышите, Уотсон?) и употребить пускай даже поверхностную эрудицию, заимствованную из шпионских романов и голливудских блокбастеров.

Так, Евгений Крутиков, один из авторитетных обозревателей уже опоминавшейся газеты «Взгляд», с помощью названного выше инструментария разбирает вероятность того, что Петров и Боширов не те, за кого себя выдают. И возникают далеко не «смутные сомнения».

«Прилететь рейсом «Аэрофлота» из Москвы, чтобы кого-нибудь убить, а затем рейсом этой же авиакомпании улететь обратно – для профессионала разведки это за гранью разумного. Тем более с флакончиком яда в чемоданчике. Существуют десятки способов попасть в Британию, не привлекая к себе внимания. Если бы эта парочка, замышляя недоброе, прилетела бы в Лондон (а лучше в Эдинбург или Белфаст, добираясь до столицы на такси или арендованной машине) за два месяца до события рейсом, скажем, из Дубая, то Крессида Дик (возглавляет Службу столичной полиции) искала бы их ещё полгода и не факт, что отчиталась бы к годовщине гибели хомяка, – с понятной иронией просвещает британских следаков Крутиков. – Это самая простая схема. Более сложные потребовали бы смены паспортов и предварительной легализации где-нибудь в Нидерландах, откуда никто в Лондоне отпечатков пальцев не потребует».

А может, всё так и есть: профессионализм, да и элементарная грамотность сотрудников ГРУ деградировали до состояния каменного века? Потому-то Петров-Боширов в интервью RT изъясняются подчас на провинциальном воляпюке и называют местный собор, на высочайший шпиль которого они приехали глянуть, «Солсберецким»?..

 

Третий оказался не лишним

После очной ставки Петрова и Боширова с главным редактором телеканала «Россия сегодня» Маргаритой Симоньян, явно спешно организованной после рекомендации Владимира Путина (на пресс-конференции в рамках Восточного форума во Владивостоке прозвучало приглашение к двум обвиняемым предстать перед публикой), британская легенда если не изменилась, то потребовала корректировки. Почему? Да хотя бы потому, что «сладкая парочка», которая теперь объяснимо жалуется, что эта история «испортила им всю жизнь», не похожа на расчётливых, прожжённых, многократно вкусивших чужой крови безжалостных убийц.

«И, даже не обладая психологическим образованием, можно сказать, что мужчины находятся в состоянии стресса, напуганы и не уверены в себе, – делится своим впечатлением от увиденного на телеэкране обозреватель Антон Крылов. – Для того, чтобы имитировать подобную неуверенность, нужно быть специалистами-разведчиками или актерами высокого уровня. Но вряд ли разведчики, столь хорошо умеющие прикидываться, вели бы себя при покушении на Скрипалей настолько непрофессионально».

Не сговариваясь, с Антоном Крыловом солидарен в оценках Евгений Крутиков, проведший собственный физиономический и контент-анализ разговора в студии. «Сыграть такое просто невозможно. Ни школа МХАТа, ни Военно-дипломатическая академия не способны создать такой дистиллированный образ аж в двух уникальных экземплярах».

Не менее точно выглядит и помещение этих двух персонажей в контекст многослойной социальной структуры российского общества. Как подметил Крутиков, «…по контексту стало ясно, что они, скорее всего, приторговывают БАДами или прочими средствами для той породы людей, что вычурно понимает ЗОЖ и ПП (правильное питание)». И далее: «…понятно, что их самохарактеристика как «предприниматели средней руки» на редкость точна. Ночной ларек, шиномонтаж, БАДы и ЗОЖ с ПП, но никак не Военно-дипломатическая академия с её специфическими подходами к психологической устойчивости и образовательному уровню».

Интервью назначенных официальным Лондоном «чистильщиками» Петрова и Боширова телеканалу «Россия сегодня», достаточно неуклюжее с точки зрения весомого разоблачения британского фейка, тем не менее, спутало карты сценаристов из Лондона. До тех пор, пока двое зловещих киллеров, как их должна была представлять себе западная аудитория, не были явлены во плоти, оказавшись на деле мелкооптовыми торговцами БАДами и, по выражению одного блоггера, «парой странствующих геев», британские власти могли сколь угодно долго паразитировать на этом вымысле. Когда стало ясно, что Петров и Боширов с трудом соответствуют образу оперативников ГРУ, столь неудачно применивших абсолютно летальное отравляющее вещество «Новичок» в Солсбери, срочно понадобилась замена.

Замену нашли. Пока упомянуты только ещё один злодей. Третий подозреваемый в этом сценарии опять же – агент ГРУ (кто бы сомневался?). Правда, непонятно, почему остановились на цифре три, ведь чуть ранее сообщалось, что в группе ликвидаторов было шестеро?

 

23 вопроса к госпоже Мэй

На поверхности – постоянное повышение ставок Лондоном в обвинительной пропагандистской кампании против Москвы, а в глубине же – глухая оборона. Не разрешают российским экспертам принять участие в расследовании, тем самым нарушая согласованные принципы работы ОЗХО. Не делятся информацией о ходе следствия и тем более его промежуточными результатами. Не допускают к Скрипалям, отцу и дочери, представителей российского генконсульства, и тем самым снова вытирают ноги о международное право. Отгородились от нашего посольства стеной глухого молчания, либо игнорируя официальные ноты, либо снисходя до пустых отписок.

Лондон не хочет, а скорее всего, не может дать ответ на многочисленные вопросы, связанные с «делом Скрипаля». Их насчитывается, по одной из версий, 23. От необъяснённых странностей с обнаружением боевого отравляющего вещества (см. «Нестыковка» может стать хэштегом в деле Скрипаля», №5(130), 2018), до чудодейственного выздоровления российских граждан, подвергшихся, как утверждают в Лондоне, поражению абсолютного летального яда, равно и как не менее магически-мистического выживания в их доме морских свинок и кошек.

Британские спецслужбы не могут ответить на три основных вопроса, которые для нас очень важны, говорит член Совета по внешней и оборонной политике, генерал-майор ФСБ в запасе Александр Михайлов.

«Первое, где Скрипали и в каком они сейчас состоянии? Второе, какой мотив мог быть для устранения Сергея Скрипаля? И третий момент, на который они не могут ответить, почему таким экзотическим, достаточно сложным способом было осуществлено покушение. В Британии почему-то все покушения в отношении российских граждан производятся каким-то совершенно безумным способом, который вообще выходит за рамки здравого смысла».

Лондон требует от Москвы рассказать, что её агенты натворили в Солсбери. Старая тактика. Поставить в тупик вопросом: вы перестали регулярно бить свою жену кочергой от камина? Что можно ответить, если вы не женаты и камина у вас нет и в помине?

Вот и официальный представитель МИД Мария Захарова на своей странице в Фейсбуке реагирует на новый виток голословных обвинений: «Доказательств нет – соответственно продолжают информационную кампанию, основная задача которой – отвлечь внимание от главного вопроса: ЧТО ПРОИЗОШЛО В СОЛСБЕРИ?»

Причина последовательной раскрутки фейковой драмы со Скрипалями по восходящей спирали очевидна. Можно согласиться с директором Института стратегического планирования, доктором политических наук, профессором Александром Гусевым: «Дело Скрипалей разваливается, и это все понимают. Поэтому практически ежедневно в британских СМИ появляются какие-то новые «доказательства»: новые люди – это касается и работников посольства, и людей сопровождения».

Шансов на естественное затухание этой кампании ненависти практически нет. Кабинет Терезы Мэй настолько сжился с инсинуацией, что стал её заложником. Признать свою неправоту? Исключено. Это грозит подорвать уже шатающиеся пилоны и без того зыбкой репутации. В условиях тупиковой ситуации на переговорах по выходу из ЕС (см. «Брекзит»: Евросоюз боится, что бритты передумают уходить», №9(133), 2018) и ползучего переформатирования системы международных отношений по инициативе Трампа, у правительства Британии и лично Терезы Мэй – «положение хуже губернаторского».

Уже поэтому, команда Мэй, по выражению одного автора, лишённого иллюзий, и дальше «будет лепить горбатого в полный рост».

Владимир МИХЕЕВ