Неуправляемая Швеция: новое в политике


Швеция почти неожиданно для себя оказалась в ситуации, в которой обычно находятся политически менее стабильные страны: по итогам парламентских выборов, у нее нет правительственного большинства.

Голосование 9 сентября привело к равенству двух основных противоборствующих блоков – традиционно левоцентристских (во главе с социал-демократами) и правоцентристских (во главе с консерваторами). Разрыв между ними – всего один депутатский мандат. Соответственно 144 на 143.

Но проблема не в этом: ни один из них не имеет достаточного числа голосов в Риксдаге (парламенте), чтобы получить необходимое для управления страной большинство.

Дело в том, что в спор вмешалась партия Шведские демократы, которую крупнейшие СМИ (хочется сказать: официальные) представляют как ксенофобскую, антиевропейскую и ультраправую. Им не удалось достичь поставленной цели и стать второй партией в стране, но третье место с 18% голосов и 62 депутатскими мандатами из 349 обеспечивает им роль арбитров всего внутриполитического расклада.

Что делать традиционным политическим силам? Пока при поддержке, назовем их так, ультраправых демократов избран председатель парламента из числа консерваторов и отстранен от власти кабинет социал-демократов. Но как быть дальше?

В ходе предвыборной борьбы раздавались твердые обещания не вступать в коалицию с крайне правыми. А как без них обойтись? Лидер консерваторов Ульф Кристерссон, наиболее вероятный кандидат в премьер-министры, рассматривает как возможность договориться на своем правом фланге хотя бы о парламентской поддержке своего будущего кабинета, так и перспективу создавать коалицию с заклятыми врагами – социал-демократами.

Первый путь преграждает угроза младших партнеров консерваторов, прежде всего, либералов и центристов, разорвать альянс в случае договоренности консерваторов с демократами. Второй преграждает не только давняя взаимная неприязнь консерваторов и социал-демократов, но и спор между их лидерами о том, кто должен возглавить правительство в случае достижения договоренности.

Со своей стороны, демократы заявляют, что сделают невозможной работу любого правительства, которое не будет учитывать их влияние в обществе. Они намерены добиваться учета своего мнения в первую очередь в области контроля за иммиграцией, вопросах безопасности, здравоохранения и пенсионного обеспечения.

Партия Шведские демократы произошла из некогда маргинальных движений неофашистского толка, однако давно переросла эти идеологические ориентиры. Она воспользовалась недовольством последствиями притока иммигрантов, многие из которых – нелегалы, присутствие которых стало создавать явные проблемы в терпимом скандинавском обществе. Рост таких настроений отражает растущее чувство неустроенности в стране, привыкшей к стабильности, законопослушанию и терпеливому отношению друг к другу. С этим явлением сталкивается не только Швеция, однако именно тут это явление ощущается особо остро.

Шведское законодательство предполагает, что может быть 4 попытки сформировать правительство после парламентских выборов. Сколько попыток потребуется сейчас? Если ничего не выйдет и большинства найдено не будет, в стране состоится новое голосование.

Алексей СТРАШЕВ