Общие российско-китайские корни Всеобъемлющего Большого Евразийского Партнерства


Полный текст выступлений на Форуме КОАН Гуманитарный диалог высокого класса «Один пояс и Один путь» / High Level Cultural Dialogue of One Belt One Road. Пекин, 14 июня 2018 г. В первом из них чуть подробнее разбираются содержательные аспекты российской геополитической инициативы создания Всеобъемлющего Большого Евразийского Партнерства, акцентируется историческая закономерность сближения Москвы и Пекина. Во втором более основательно используются материалы июньского 2018 г. российско-китайского саммита.

Для того чтобы построить прочное долговечное здание, в том числе и политическое, в первую очередь, нужны добротный фундамент и хороший дизайн. Москва и Пекин шаг за шагом всё более уверенно встают на путь формирования Всеобъемлющего Большого Евразийского Партнерства (в дальнейшем для краткости используется сокращение ВсеБЕАП[1]) как сочленения Экономического кольца Шелкового пути и деятельности Евразийского экономического союза (ЕАЭС), достраиваемого всеми другими полезными форматами трансрегионального сотрудничества. Фундамент под такой проект годится только один – общность между народами России и Китая, всех народов этого огромного суперрегиона. Общность складывается из совместной истории, близости культур и традиций, уважительного отношения друг к другу, сходного восприятия окружающего мира, совместимости интересов и целей, которые мы преследуем. Давайте шаг за шагом рассмотрим перечисленные слагаемые. Но перед этим разберемся, хотя бы схематично, что Россия, Китай, страны ЕАЭС, к которым  постепенно присоединяются другие внутрирегиональные игроки намерены строить.

 

Общие контуры ВсеБЕАПа

При оценке Экономического кольца Шелкового пути говорить лишь о концепции «Одного пути» совершено недостаточно. Более панорамное, многоаспектное звучание ему придает концепция «Единой судьбы человечества». Из пусть и трансрегионального, но всё же преимущественно инфраструктурного проекта, она превращает Экономическое кольцо в инструмент построения глобального мира, базирующегося на тех ценностях, которые неизменно отстаивают Россия и Китай, и ускоренного экономического роста всех стран Большой Евразии, которым делается крайне привлекательное предложение о соразвитии.

Об этом же, только другими словами, с самого начала шла речь в инициативе, выдвинутой руководством Российской Федерации, о формировании ВсеБЕАПа. Выдвижению инициативы предшествовали теоретическая проработка идеологических основ подобного проекта[2] и конкретные внешнеполитические шаги. Отправной точкой послужила договоренность между лидерами России и Китая о сочленении Экономического кольца и деятельности ЕАЭС,  которая затем получила закрепление в двусторонних политических документах. Сразу вслед за этим Россия заручилась поддержкой остальных стран ЕАЭС, вместе с которыми поручила Евразийской Экономической комиссии приступить к переговорам с Китаем. Только после этого инициатива была озвучена на Санкт-Петербургском экономическом форуме в мае 2015 года и через несколько месяцев на Восточном экономическом форуме. Последовали переговоры в самых разнообразных форматах с подключением большинства стран Большой Евразии. Работа закипела.

Некоторые промежуточные итоги были подведены в ходе только что состоявшегося государственного визита в Китай вновь избранного президента России В.В. Путина[3] и последовавших двусторонних переговоров и саммита Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС)[4]. Стороны в самом позитивном ключе оценили двустороннее соглашение между ЕАЭС и Китаем об экономическом сотрудничестве. Оно было заключено в мае в Астане. (По сути дела это соглашение о негативной интеграции – устранении препятствий и ограничений на пути экономического взаимодействия.) Акцентировали важность совместного технико-экономического обоснования Соглашения о Евразийском экономическом партнерстве, подготовленного профильными министерствами[5].

О чём ВсеБЕАП. Его пространственная сфера – все страны суперрегиона от Тихого океана до Атлантики, включая Юго-Восточную и Южную Азию, Среднюю Азию и Большой Ближний Восток, Северную Африку, Западную и Восточную Европу. Предметная – в области экономики: осуществление больших трансрегиональных инфраструктурных проектов, способных связать между собой все точки производства товаров и предоставления услуг с рынками их потребления; построение общего экономического пространства, в котором все чувствовали бы себя комфортно; реализация больших экономических проектов и программ, которые бы форсировали зарождение повсюду новых точек роста и формирование новой экономики, основанной на знаниях, экологически чистой и климатически нейтральной.

В области политики, обороны и безопасности – обеспечение политической стабильности, решение назревших проблем регионов Большой Евразии своими силами без диктата извне, предоставление взаимных гарантий безопасности и невмешательства, предотвращение смены политических режимов насильственными методами, взаимоприемлемое урегулирование конфликтов и кризисных ситуаций. Одновременно – объединение усилий в борьбе с общими врагами: распространением ОМП, терроризмом, сепаратизмом  экстремизмом, а также оргпреступностью, наркотрафиком, коррупцией, нелегальной миграцией и отмыванием грязных денег.

Правовые основы ВсеБЕАПа – Устав ООН и созданное на его основе современное международное право. Они запрещают применение силы и угрозы силой в международных делах и вверяют ответственность за поддержание мира и безопасности и монополию на принуждение Совету Безопасности ООН. Они подкрепляются нормами и правилами многополярного мира, императивно требующими уважительного отношения ко всем культурам, цивилизациям, историческим особенностям развития отдельных стран и народов. Что немаловажно, они отрицают экспорт революций и контрреволюций.

Естественно, его общекультурным измерением являются борьба с нищетой и бедностью, помощь развитию, поощрение контактов между людьми, общественными организациями, учеными, предпринимателями, укрепление гражданского общества, взаимообогащение культур. Институционально ВсеБЕАП мог бы опереться на уже существующие структуры и механизмы сотрудничества и интеграции, в том числе – ШОС, БРИКС, ЕАЭС, ОДКБ, АСЕАН, ЕС и др. В целом, ВсеБЕАП – о прочном мире, нормальном взаимовыгодном межгосударственном сотрудничестве, всеобщем процветании, повсеместном создании условий для простого человеческого счастья.

 

Позитивные страницы российско-китайских отношений

Что в этот идеальный мир мы могли бы взять из позитивного опыта отношений между нашими странами, нашими народами. Сначала личностная зарисовка. Огромное неизгладимое впечатление на весь мир  оказала операция российских Военно-космических сил в Сирии. Своей неожиданностью. Своей эффективностью. Своей смелостью. Достигнутыми результатами. Такой же неожиданностью для милитаристской Японии явилось господство в воздухе российской авиации в боях за Центральный Китай в 1938 году. Тогда в районе Уханя, его древней столицы, была создана материальная база и переброшены эскадрильи, которые сумели остановить наступление Квантунской армии. Нынешним поколениям об этом подвиге напоминает мемориал в центральном парке города в честь российских летчиков, отдавших жизнь за свободу Китая. Перед глазами таблички, на которых выбиты их имена и годы жизни. Всем им, погибшим, по 24-25, 24-25, 24-25 лет. И пусть потом, чтобы предотвратить войну на два фронта – не только с гитлеровской Германией, но и с милитаристской Японией – Советскому Союза пришлось остановить полноводный поток военной помощи Китаю, всё равно этот подвиг российских летчиков навсегда должен остаться в наших сердцах.

Теоретики от истории отношений между Россией и Китаем делят их на три периода – нынешний и два предшествующих, отмечая, что каждый раз они переживали бурный расцвет, чтобы потом смениться полным провалом. Действительно в 19-м веке от решения сугубо приграничных вопросов они прогрессировали вплоть до создания военного союза. С российской стороны этому способствовала политика сближения царя Александра Ш, которую затем продолжил полновластный министр финансов граф Витте. При его непосредственном участии был создан активно действовавший Российско-китайский банк. Военный союз понадобился в тех условиях для того, чтобы сообща противостоять общей угрозе нападения Японии на Россию, Китай и Корею.

На следующем витке истории Китай среди первых признал Советский Союз. С 1924 года, когда это случилось, отношения опять-таки быстро эволюционировали от восстановления дипломатических отношений до создания военного союза и массированной военной помощи, которую оказал СССР. Очень большую роль в истории Китая и революционного движения в Китае сыграл Коминтерн. После возникновения Китайской Народной Республики отношения вышли на качественно новый уровень. СССР много сделал для экономического возрождения КНР и создания тяжелой промышленности в стране. Еще один конкретный пример, имеющий отношение к Уханю. Первый современный мост через реку Янцзы был построен в 1957 году при определяющем участии российских инженеров и строителей.

Но это сухие исторические выкладки. Не будем забывать, что Шелковый путь, как и путь из Варяг в Греки – это то, с чего в российских школах все дети начинают изучение истории. Для кого-кого, а для нас Шелковый путь – это что-то очень понятное, логичное и родное. Не будем забывать и то, что в нашей совместной истории был эпизод взаимной эйфории. Тогда лозунг «русские и китайцы – братья навеки» казался настолько естественным, что воспринимался как само собой разумеющийся. Поэтому, когда лидеры современной России и Китая торжественно заявляют, что наши отношения сейчас на пике, они их явно перехваливают или, лучше сказать, дают им аванс[6].

 

Современное прочтение евразийства

Но если в истории раз за разом, чтобы ни случилось, вверх брали тенденции к сближению, к военным союзам и стратегическому партнерству, значит, это не случайно. Значит, в этом есть определенная закономерность. Существуют объективные предпосылки, которые подталкивают Россию и Китай в объятия друг друга, подвигают все народы Большой Евразии к сотрудничеству, а не вражде, объединению усилий, а не поиску односторонних выгод.

Эти закономерности были выявлены, изучены и обобщены в стройную политическую, даже несколько шире в цивилизационную теорию создателями и адептами евразийства. Многие ее элементы были концептуально обоснованы еще во второй половине 19-го века. Но в цельную идеологию они сложились после Октябрьской революции 1917 года, поставившей крест на Российской Империи в ее прежнем виде. Востребованность такой идеологической конструкции объяснялась стремлением обосновать необходимость сохранения или восстановления той общности народов, которую олицетворяла Империя.

Свой вклад в становление и развитие евразийства внес весь цвет творческого класса той поры – писатели и философы от князя Трубецкого до непревзойденного Достоевского, от классика отечественной философии Бердяева до знаменитых художников братьев Рерихов, от ведущего популяризатора евразийства Савицкого до автора этногенеза историка Гумилева. Новое дыхание позитивной части идеологии евразийства дали современные мыслители, которых можно отнести условно к его четвертой волне.

Кратко, что важно взять из евразийства для построения ВсеБЕАПа. Как минимум три элемента. Первый – постулат о равенстве и уважительном отношении ко всем цивилизациям. В разных формулировках он вошел во все последние двусторонние декларации и заявления лидеров России и Китая, ШОС и БРИКС, в том числе в итоговые документы только что прошедших саммитов[7]. Евразийцы убедительно доказывали, что нет высших и низших цивилизаций. Они настаивали, что история носит нелинейный характер. Соответственно нет тех, кто венчают пирамиду эволюции и вправе указывать остальным, как и куда им идти. Все цивилизации вносят свой очень важный и уникальный вклад в общую копилку человечества.

Второй – вывод об объективном характере стремления социума Большой Евразии к объединению. На протяжении веков народы Большой Евразии объединялись в большие общности. Они принимали формы империй или союзов. Они исчезали и возрождались. В их числе созданные Тамерланом, династиями чингизидов, Петром Великим, В.И. Лениным и др. За этой повторяемостью истории лежит объективная необходимость объединения народов для противостояния общим врагам и решения больших общемировых проблем, с которыми сталкивается человечество. С середины 1990-х годов и по настоящее время большой личный вклад в утверждение идей общности народов Большой Евразии внес политический лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев. Всю свою жизнь он выступал в пользу объединения, создания союзов, продвижение по пути интеграции.

Третий – ставка на государство. Евразийцы неизменно настаивали на определяющей роли сильного государства и государственных структур в осуществлении преобразований, в стимулировании социального прогресса и ускоренного экономического развития. При планировании и формировании ВсеБЕАПа нам никак не обойтись без опоры на современное государство и межгосударственное сотрудничество. В данном случае государство – не обуза, а драйвер перемен, не притеснитель свобод, а гарант продвижения к тому демократическому, равноправному, инклюзивному мироустройству, которое мы приближаем созданием ВсеБЕАПа.

 

Общность интересов и устремлений

История и идеология не могут быть оторваны от сегодняшнего дня. Каждое новое поколение дает им свое прочтение. Кто-то выпячивает мрачные, темные, тяжелые моменты нашего общего прошлого. В противовес им, другие привлекают внимание к светлым, оптимистичным, подпитывающим надежду. В современных условиях акцент на дружбе, стратегическом партнерстве, союзе, общей истории и концептуальном обосновании близости диктуется общностью политических, экономических и стратегических интересов наших стран.

Они выступают за уважение и приверженность праву и институтам многополярного мира.

Они намерены развивать трансрегиональное сотрудничество во благо всех народов нашего гигантского суперрегиона.

Они на практике наращивают двустороннее сотрудничество по всем азимутам.

Поэтому в заключение можно подвести итог буквально одной фразой: при наличии политической воли все проанализированные общности – истории, видения окружающего мира, национальных интересов создают добротный фундамент и хороший задел для построения того идеального мира, о котором все мы мечтаем, определяющей частью которого должен стать ВсеБЕАП.

© Екатерина ЭНТИНА
Национальный исследовательский университет — Высшая школа экономики
Малая Ордынка ул., 17-1, Москва, 119017, Российская Федерация
e.entina@hse.ru
Институт Европы РАН
ORCID: 0000-0003-4198-4870

[1] Впервые введенное нами в серии публикаций по проблематике ВсеБЕАПа в 2016-2017 гг.

[2] В том числе четыре доклада международного дискуссионного клуба «Валдай» о необходимости системного поворота России на Восток под объединительным броским заголовком «К Великому Океану…», многочисленные статьи, выступления и высказывания почетного председателя Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) С.А. Караганова.

[3] Документы, подписанные по итогам российско-китайских переговоров // Сайт Президента Российской Федерации. 8 июня 2018 // http://kremlin.ru/events/president/news/page/13

[4] Неплохое представление о том, как его итоги были восприняты Москвой, дает следующая статья: Сергей Филатов. Разделяющийся Запад. Объединяющийся Восток // Международная жизнь/International affairs. 13 июня 2018 // https://interaffairs.ru/news/printable/20035

[5] Краткая характеристика, данная ему Департаментом торговых переговоров Министерства экономического развития Российской Федерации, звучит так:  «Планируется, что Соглашение будет сфокусировано на таких вопросах как либерализация торговли услугами и инвестиций, защита капиталовложений, передвижение физических лиц, электронная коммерция, интеллектуальная собственность, конкуренция, транспарентность, сохранение энергии и энергоэффективность, технико-экономическое сотрудничество, малые и средние предприятия, государственные закупки, а также отдельные аспекты торговли товарами в пределах компетенции Сторон». Она приводится в материале: Россия и Китай завершили совместное технико-экономическое обоснование Соглашения о Евразийском экономическом партнерстве // Сайт Министерства экономического развития. 8 июня 2018 // http://economy.gov.ru/minec/about/structure/deptorg/201808062

[6] Что, кстати, прямо вытекает из принятого на российско-китайском саммите 8 июня 2018 г. Совместного заявления. В нем в частности говорится: «Непоколебимо стремление двух государств и их народов неуклонно укреплять дружбу, передаваемую из поколения в поколение, и развивать взаимовыгодное сотрудничество. Это придает мощный импульс здоровому и стабильному развитию двусторонних отношений. Стороны подтверждают готовность продолжать рассматривать российско-китайские отношения в качестве одного из ключевых приоритетов своей внешней политики, совместно прилагать усилия, направленные на вывод отношений между двумя странами на новый, еще более высокий уровень». Цитируется по: Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики от 8 июня 2018 г. // Сайт Президента Российской Федерации. 8 июня 2018 // http://kremlin.ru/events/president/news/page/6#sel=4:95:0,4:95:0

[7] В качестве примера можно сослаться на Циндаоскую декларацию Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества от 10 июня 2018 года. В одном из его положений прямо указывается: «ШОС, опираясь на добрососедство, дружбу и сотрудничество, взаимное уважение культурно-цивилизационного разнообразия и общественных ценностей государств-членов, доверительный диалог и конструктивное партнерство, демонстрирует пример тесного плодотворного взаимодействия в целях строительства более справедливого и сбалансированного миропорядка, основанного на равной, совместной, неделимой, комплексной и устойчивой безопасности, обеспечении интересов всех и каждого государства в соответствии с нормами и принципами международного права». Цитируется по: http://kremlin.ru/supplement/5315