Италия: что новенького в «лаборатории» ЕС?


Приведение к присяге «антисистемного» правительства Италии успокоило взбудораженные политическим кризисом рынки. Но не руководство Европейского Союза, которое с явным недоверием и неодобрением наблюдает за судьбоносными событиями в Риме, породившими первое в крупных странах ЕС популистское лидерство (см. «Италия: и всё-таки правительству быть», №5(130), 2018). Впрочем, Рим отвечает Брюсселю в том же тоне.

Многие аналитики считают, что реальная власть находится у обоих заместителей председателя правительства – решительно настроенных вождей Лиги и Движения 5 Звёзд, соответственно Луиджи Ди Майо и Маттео Сальвини. А сам кабинет министров якобы представляет собой «странный коктейль консерваторов и технократов», объединённых критическим отношением к «единой Европе» (в Брюсселе с облегчением выдохнули, когда министром финансов всё-таки не стал Паоло Савона, ярый противник евро). При этом основа внутренней политики правительства – сильные налоговые стимулы с опорой на поддержку со стороны Европейского центрального банка, – видимо, уже лишает сна Берлин.

Ещё одна странность: кабинет министров сформирован таким образом, чтобы он мог сразу же заняться подготовкой ближайших всеобщих выборов. То есть, предвыборную кампанию в Италии можно считать стартовавшей в день приведения к присяге! Тем временем Рим демонстрирует невиданно жёсткую политику в отношении нелегальной миграции, пытаясь переложить часть своих тягот на партнёров, не страдающих от этого явления так сильно, как итальянцы.

В ходе предвыборной борьбы обе партии, именуемые их критиками антисистемными и популистскими, щедро раздавали потенциально очень затратные обещания. Достаточно упомянуть фиксированный налог на доходы (потери казны оценивались бы в 50 миллиардов евро в год), введение минимальной почасовой оплаты труда (ещё 17 миллиардов), остановка пенсионной реформы и ряд других мер. Всё это совокупно оценивается не менее чем в 100 миллиардов, а, возможно, и в 120 миллиардов евро в год. И это при государственном долге в 2,3 триллиона евро (почти 132% ВВП). В случае выполнения всех обещаний эксперты пророчат неизбежный долговой кризис в Италии, который ощутимо ударит по всей экономике ЕС. Так же неизбежным в таком случае считается и конфликт в финансовых отношениях Италии с ЕЦБ и Брюсселем. Как это случилось сравнительно недавно с Грецией.

Однако многие наблюдатели полагают, что дело до этого вряд ли дойдёт, поскольку выполнение самых «дорогих» обещаний будет традиционно отложено до лучших времён. Скорее всего, Италия повторит путь Португалии: Рим не станет бросать вызов Евросоюзу в финансово-экономической области, а предпочтёт сделать ставку на ужесточение иммиграционной политики. В качестве главного «аргумента» на переговорах он будет угрожать – но не более того – отказом от евро, что стало бы катастрофой для всей еврозоны. Не случайно недавний политический кризис в Италии привёл к тому, что предлагаемая президентом Франции Эмманюэлем Макроном реформа системы евро уже, кажется, тихо похоронена.

Сегодня не только в штаб-квартире ЕС, но и в европейских столицах внимательно следят за первыми шагами итальянского правительства, анализируют все принимаемые решения. Ведь в последние годы Апеннинский полуостров снискал себе звание «лаборатории» всего Евросоюза.

Сергей ИЛЬИН