Воронеж произошёл не от вороны и ежа


Фоторепортаж из самого молодого из древних городов России

Фольклорный вымысел, будто бы название города есть сумма наименований двух древнеславянских языческих племён, названных в честь тотемных животных, вороны и ежа, не выдерживает никакой академической критики. Миф, он и есть миф, пусть забавный.

Впрочем, и нескончаемые споры учёных мужей и дам, титулованных гуру топонимики, по поводу этимологии слова «Воронеж» не дают никакого шанса остановиться на одной более или менее убедительной версии. Хотя… Есть соблазн склониться к гипотезе, что поскольку «ворон» обозначал у предков чёрный или просто тёмный цвет, а «-онеж» понимался как территория или окрестная земля, то смысл топонима таков: «тёмные, чёрные территории, земли, что находятся в собственности у неизвестных, враждебных владельцев». В примордиальные времена этот край для русичей представлял собой слабо освоенные земли, сродни «дикому полю».

Шли года. Смеркалось. Рассветало. Снова смеркалось. И вот явился на свет указ царя и великого князя всея Руси Фёдора Ивановича и «приговор бояр князя Фёдора Ивановича Мстиславского с товарищы», что повелевал: срубить крепость и «поставить» город Воронеж на одноимённой реке (длина 342 км), что впадает в Дон. Писано сие было 1 марта 1586 года в рамках указа о реорганизации сторожевой службы на южной окраине Московского государства.

Далее – пошло-поехало. Если выборочно выхватить из летописного свода занятные эпизоды, сложится пикантный калейдоскоп.

В смутное время местная знать и посадские люди не больно жаловали московских государей. Зато приняли как родных обоих самозванцев, и Лжедмитрия I, и Лжедмитрия II, причём последний собирался пользовать город как тыловую базу обеспечения, но не дожил, помре. Шуйского, что воцарился в Первопрестольной, воронежцы отвергли. Хотя и польскому королевичу Владиславу тоже не стали присягать. Гордые были, самодостаточные и вольнодумные.

Более важной вехой стало превращение Воронежа в колыбель русского военно-морского флота. После провального первого Азовского похода (турки, засевшие в крепости Азов, исправно получали боеприпасы и продовольствие по морю) пришло осознание: флот нужен. В подмосковном селе Преображенское по указу Петра ещё зимой в преддверии второго Азовского похода срубили и смонтировали 22 галеры и 4 брандера – их затем разобрали и по частям перевезли на берег реки Воронеж, и там сложили заново. Попутно уже сами воронежцы изготовили около полутора тысяч стругов, морских лодок и плотов, даже один цельный боевой корабль.

В хрониках значится «постановление» 1696 года – тогда Боярская Дума распорядилась приступить к созданию «регулярного» военно-морского флота. В дальнейшем указом Петра Первого образовано Воронежское адмиралтейство, получившее полномочия строить верфи во всех городах, что стоят по берегам двух рек (Воронеж и Дон).

Следующее Смутное время отмечено террором, развязанным социалистами-революционерами, примерявшими на себя облик благородных мстителей за приговорённых к казни зачинщиков крестьянских бунтов. В 1908 году эсерка М.М. Фёдорова метила бомбой в воронежского губернатора М.М. Бибикова, который в тот день направлялся в карете в храм Митрофановского монастыря на службу. Случилось нападение на Большой Дворянской улице, позднее переименованной в проспект Революции (название остаётся до сих пор). Губернатор был ранен, его жена контужена, пострадали ещё шестеро прохожих, среди них трое детей. Террористку поймали и не пожалели, приговорив к смерти через повешение.

В ходе Великой отечественной войны здесь шли ожесточённые бои. Немцы бомбили город. К моменту освобождения (с 7 июля 1942 года по 25 января 1943 года город частично находился под немецкой оккупацией) в Воронеже было разрушено 18 тысяч домов, что составляло 92% всего жилого фонда.

В последующие годы Воронеж сперва записал на свой счёт такие свершения, как выпуск серийного сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 и ракетного двигателя летательного аппарата, выведшего Юрия Гагарина на околоземную орбиту, а СССР – в лидеры аэрокосмической технологии. А затем, уже в первые пятилетки XXI века, Воронеж превратился в один из динамично развивающихся регионов: гармонично сочетает индустриальный и агарный сектора, привлекает к себе инвестиции, технологии и менеджерские таланты.

Стоит упомянуть легендарный монолит размером более 8 кубометров воронежского чернозёма, представленный в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Как завещал нам основатель науки почвоведения В.В. Докучаев, «чернозём… для России дороже всякой нефти, всякого каменного угля, дороже золотых и железных руд; в нём – вековечное неистощимое русское богатство!»

Воронеж сегодня, как выражаются путеводители и официальные лица, но это сущая правда – крупнейший деловой, образовательный и культурный центр юга России. 17 декабря 2012 года стал 15-м по счёту городом-миллионером. Увы, эти сухие дефиниции не способны передать ни самобытного колорита, чудом сохранившегося в черте старого города, ни «скрытой теплоты патриотизма» (по Льву Толстому) его жителей – довелось пообщаться с представителями разных профессий, пола и возрастов, ни преображающегося архитектурного облика с заимствованием всего ассортимента современного урбанистического комфорта и гламура.

Пожалуй, достаточно вводных слов. Пора приступить к беглым размашистым комментариям к фотографическому ряду…

На уже упомянутой Большой Дворянской можно набрести на старые купеческие особняки и доходные дома. Сохранилось здание гостиницы «Бристоль», возведённое по проекту московского архитектора М.Е. Фурманова в начале прошлого столетия. Архитектурный стиль: «модернъ». Достопримечательность: будучи заодно и инженером, Фурманов вмонтировал в сооружение пассажирский и грузовой лифты, что можно считать хай-теком.

 

Чем дальше от центра, тем чаще попадаются экземпляры «советского ампира» и замысловатые конструкты постперестроечной поры с обожанием всего, что напоминает по стилистике торжество конструктивизма, например, башню Татлина…

Родственной душой может считаться и выполненное в советско-античном стиле (одни восемь колонн с капителью коринфского ордера чего стоят!) здание главной музыкальной сцены Воронежа, записавшей на свой творческий счёт постановку более чем 200 произведений из классического балетного и оперного репертуаров. Судя по числу свешивающихся рекламных плакатов, и сегодня у поклонников Терпсихоры сохраняется щедрый выбор.

В числе обязательных к посещению мест на почётном месте расположилась у причала Адмиралтейской набережной реплика (точная копия) первого построенного отечественными мастерами 58-пушечного парусного линейного корабля, окрещённого «Гото Предестинация». Переводится как «Божье предвидение». Среди проектировщиков записан «царь Пётр». Спущен на воду 27 апреля (по старому стилю) 1700 года. Был приписан к Азовскому флоту, у которого в числе боевых заслуг – участие во взятии турецкой крепости Азов. Ныне – плавучий музей.

Включил в подборку блеклое панорамное изображение (снято сквозь стекло седьмого этажа гостиницы «Марриотт») только потому, что пейзаж объединяет сразу две «реперные» достопримечательности: Благовещенский кафедральный собор по левому краю и вытянутое зеркало Воронежского водохранилища, искусственного водоёма протяжённость около 30 км.

Новое рождение собора в 2009 году, построенного в русско-византийском стиле по проекту В.П. Шевелёва, стало заметным событием не только церковной жизни. Своё имя он унаследовал от разрушенного храма Митрофановского монастыря. Вещавшего с его кафедры архиепископа Тихона, дело было в 1919 году, воинствующие безбожники повесили на воротах. Война нанесла шрамы практически не совместимые с полноценной жизнью, и в 1950-е годы храм снесли. Сегодня Благовещенский собор по величине (взнесён на высоту 97 метров) числится третьим в России. Богатое внутренне убранство и дворцовый по стилистике фасад внушают благоговейные чувства…

Святитель Митрофаний, первый воронежский епископ, чьи мощи покоятся в соборе, освящал строившиеся здесь на верфях боевые корабли, был близок к Петру Первому и считался его сподвижником.

Вокруг храма раскинулся Первомайский сад, появившийся на карте города ещё в… 1840-е годы. Едва ли могло сыскаться более популярное место, заслужившее со временем громкую славу. Сюда съезжались любители драматического и эстрадного искусства: здесь существовал летний театр на 600 мест. Сюда регулярно наведывались городские франты, чтобы сразиться в бильярд и покатать шары в кегельбане, а зимой – прочертить узоры на заливном катке.

Обязательный элемент стародавних увеселительных площадок – ротонда для духового оркестра. Звучали вальсы и мазурки, кружились пары, завязывались в сумеречной зыбкости скоротечные романы… Помните у Брюсова: «Еще бельмами ламп не запятнались террасы, Чайный флирт прикрывать иль мигать в преферанс…»

В деревянной постройке в театральный сезон 1879 года публика могла лицезреть столичных знаменитостей: будущую величайшую актрису Малого театра Марию Николаевну Ермолову (тогда ей было всего 24 года) и бытописателя редкостного дарования Владимира Алексеевича Гиляровского. А в 1930-е годы на воссозданной на месте сгоревшего театра сцене ставил спектакли революционный авангардист-новатор Всеволод Мейерхольд…

Сегодня в Первомайском парке под кронами старинных дерев, на фоне импозантного и величественного Благовещенского собора случаются встречи с людьми разной степени воцерковленности, но объединённые уважительной симпатией к общему прошлому.

Нельзя умолчать: Воронеж всё чаще принимает у себя гостей разного калибра и достоинства, превращаясь в удобную и престижную площадку для проведения международных форумов. Одним из них стала 31-я сессия Региональной конференции для Европы, которую впервые проводила в России Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) – по приглашению российской стороны, в частности, руководства Воронежской области.

 

Понятный ажиотаж у репортёрского сообщества вызвал шанс на пресс-подход к Алексею Васильевичу Гордееву, назначенному буквально в дни конференции вице-премьером в ново-старом правительстве, который прежде девять лет был губернатором Воронежской области. В своём прежнем качестве министра сельского хозяйства РФ именно А.В. Гордеев в 2006 году вернул Россию в ФАО, которую СССР создал как отец-основатель даже чуть раньше, чем ООН.

 

 

Тематика дискуссий делегатов и экспертов ФАО отличалась как разнообразием, так и злободневностью:

•  Устойчивое развитие сельского хозяйства и продовольственных систем в условиях меняющегося климата.

•  «Электронное сельское хозяйство» с акцентом на применение информационных и коммуникационных технологий по всей цепочке продовольственных систем, причём ФАО делает акцент на том, чтобы к цифровизации были подключены все без исключений и на равных условиях, и чтобы небольшие фермерские хозяйства не оказались в конечном итоге на обочине этого процесса.

•  Не менее увлекательна была и тема поощрения качества продовольствия – путём развития органического земледелия и системы географических указаний.

•  Или же – взаимосвязь между гендерными особенностями, бедностью и миграцией. Или – тревожная статистика ожирения, дополняемая другими формами недоброкачественного питания.

В течение трёх дней делегации от 43 из 53 стран региона (включает не только Европу, но Центральную Азию и Россию) и от Европейского Союза, наблюдатели и представители организаций гражданского общества, частного сектора, научно-исследовательских и академических центров приняли участие в обсуждении проблем, связанных с главными вызовами для продовольственной безопасности в регионах. Большим подспорьем для организаторов стали студенты-волонтёры воронежских вузов: неутомимые, мотивированные, дружелюбные.

 

 

Древний Воронеж – и это бросается в глаза – на самом деле, молодой, точнее, молодёжный город. Насчитывает 37 высших учебных заведений и 53 средних специальных учебных заведения. Что означает: здесь обитают, вернее, учатся, трудятся, выбирают пути-дороги (судьбу) и получают путёвку в жизнь 127 тысяч студентов и учащихся. Стоит пройтись по улицам и сходу зарядиться их энергией (не поймите неправильно – «Ред бул» не в счёт!):

 

 

И потому финальным мемом моей поездки может служить сакральная надпись на бетонном столбе на набережной «Воронежского моря», не теряющая, к счастью, своей актуальности: «Я тебя люблю»!

 

Владимир МИХЕЕВ
Воронеж – Москва