Главная > Тенденции & прогнозы > Саммит > Лидер Испании блистал отсутствием

Лидер Испании блистал отсутствием

ds-sammit2
image_pdfimage_print

Глава испанского правительства Мариано Рахой проигнорировал майскую встречу на высшем уровне в Болгарии, посвяшённую Балканским странам. Он не поехал на саммит не в силу неопреодолимых обстоятельств, а вполне намеренно и принципиально, вежливо отклонив настойчивые приглашения руководства Евросоюза и коллег.

Причина – острейшая внутренняя проблема Испании: борьба с каталонским национализмом (см. «ЕС: эхо каталонского кризиса», №4(129), 2018) и опасение международного признания этой стремящейся к самостийности автономной области. А ведь в Софии обсуждалась и судьба Косово, независимость которого Мадрид, как и некоторые другие столицы стран Евросоюза, не признал до сих пор.

Главной задачей саммита ЕС было направить Балканским странам-кандидатам на вступление в это объединение сигнал о моральной поддержке. В очередь на вступление выстроилась «Западнобалканская шестёрка» – Албания, Черногория, Македония, Босния и Герцоговина, Сербия и Косово. Наиболее проблематичен допуск в Союз именно Косово: пять государств из 28 не признали его суверенитет. Это, наряду с Испанией, Греция, Словакия, Румыния и Кипр. Правда, лидеры этих четырёх стран участвовали в софийской встрече, а вот вместо М.Рахоя был постоянный представитель Испании при ЕС.

Дипломатический курс Мадрида в этой области твёрд и последователен. Испанцы не лоббируют каких-либо мер против Косово, но, в то же время, они не согласились с подписанием совместной декларации саммита в формате «28+6». Такой документ не был принят в Софии, поскольку территория, входящая в «шестёрку», официально не признана всеми странами ЕС. Из-за принципиальной позиции, занятой Испанией, гораздо менее амбициозный, чем ожидалось, итоговый документ подписан лишь представителями «двадцати восьми».

Конечно, в Софии прозвучало много высокопарных слов о нерушимой солидарности, дружбе, готовности придти на помощь и даже о единстве ЕС и западнобалканских государств. Но что в сухом остатке этой встречи на высшем уровне аж с 2003 года? Его можно свести к формуле: «партнёрство – да, но в этом десятилетии «шестёрке» не быть членом ЕС». Не углубляясь в тему, отметим, что для этого немало весьма веских причин.

В итогой декларации говорится о «решимости ЕС интенсифицировать и усилить взаимодействие с регионом на всех уровнях в поддержку преобразований во всех сферах…». В переводе на понятный язык: «Денег дадим на необходимые реформы, борьбу с коррупцией etc, но вакантных кресел в интеграционном объединении пока для вас нет». Ибо из-за накопившихся у Брюсселя проблем, в частности, «Брекзита», объединение не выдержит нового расширения, после явно поспешных нескольких предыдущих. Да и почти половина населения ЕС (47%) выступает сейчас против допуска новых государств.

Это стало «холодным душем» в первую очередь для Албании и Македонии, возлагавших большие надежды на предстоящий в июне Европейский Совет, который мог дать «зелёный свет» переговорам о приёме двух стран. Видимо, в Брюсселе, вслед за влиятельными столицами государств Союза, такими как Париж, осознали опасность и впредь использовать волюнтаристски обещанные конкретные даты допуска новичков в качестве единственной «морковки», стимулирующей реформы у соседей: это, как минимум, контрпродуктивное занятие. Вот почему «двадцать восемь» протягивают руку помощи «балканской шестёрке», но не спешат рпаспахнуть перед ними двери ЕС.

Сергей ИЛЬИН

№5(130), 2018