Пригодится ли негритянская кровь виндзорской династии


Меган Маркл как напоминание о колониальном прошлом Британии

То ли сама Меган догадалась, то ли её советчицы насоветовали, но в духе принятого к исполнению Кейт Миддлтон, женой принца Уильяма, правила – «скромненько, но со вкусом», свадебное платье американки от Живенши дополняли всего лишь бриллиантовые серьги-гвоздики и браслет от Картье. Если, правда, не брать в зачёт тиару 1932 года из коллекции королевских драгоценностей, где в центре композиции помещена сменная брошь овальной формы из 10 бриллиантов.

Но не эта деталь переместила бракосочетание британского принца Гарри и американской актрисы Меган Маркл (см. «Как Виндзоры обручились с Голливудом», №5(130), 2018) в контекст имперской истории бывшей владычицы морей. Куда более глубокий умысел содержали кружевные цветы на фате (что потребовало сотни часов ручного труда), которые символизировали каждую из 53 стран Содружества наций – бывших колоний и доминионов.

Иными словами – тех заморских территорий, где «бремя белого человека», говорившего по-английски, проявлялось не только в приобщении к законодательной практике и обучении местной элиты светским манерам, но в первую очередь в рабском труде на плантациях и рудниках, что обеспечивало поставки сырья и денежные потоки для благополучия «хозяев жизни» в метрополии.

Штрих немаловажный, равно как и глубинная родословная афроамериканки из Калифорнии, что подвигло блоггера из Нигерии представить весёлую свадебку как напоминание о не избытых грехах.

Цитата: «Британская монархия жива и процветает благодаря лакировке её образа и отбеливанию истории, что побуждает присоединяться к чествованию королевских празднеств жителей бывших колоний (ныне называемых странами Содружества наций) и потомков рабов, которых лишили человеческого достоинства, их культуры и собственности, причём не признавая эти факты и не принося извинений» (“the British monarchy is alive and thriving, thanks to the laundering of its image and whitewashing of history to the point where people in the old colonies (now called commonwealth states) and descendants of slaves; who were robbed of their dignity, humanity, culture and possessions without apology or acknowledgement, now join in the celebration of Royal events”).

Автор этого бескомпромиссного вердикта – Эрнест Данжума Энэби (Ernest Danjuma Enebi), основатель и один из управляющих дизайнерской компании «Денда», а заодно, как он сам себя представляет, «общественник» с активной гражданской позицией, публикующий своё мнение по вопросам культуры.

Brit-2В обосновании своей увесистой ложки дёгтя, добавленной им в медовое угощение под названием «свадьба года», Эрнест, чьё имя переводится как «честный», прикрепил фотографию 1953 года, на которой британские полицейские усадили на землю обитателей кенийской деревушки Кариобанги, что неподалёку от Найроби, в то время как их коллеги обыскивают хижины на предмет улик, указывающих на соучастие местных крестьян в «восстании мау-мау». Тогда в основном племена (народы) кикуйю, эмбу и меру подняли мятеж, протестуя против практики отъёма земли у африканцев английскими колонизаторами.

Ни у одной из сторон не было монополии на жестокость. Разница в том, что англичане были незваными гостями, утверждавшими свои порядки, в том числе, и насилием. С мятежниками не церемонились. Вот признание белого поселенца из особого отдела полицейского резерва Кении о допросе боевика мау-мау: «К тому времени я отрезал его яйца и уши и выколол его глаза. Жаль, он умер прежде, чем мы получили от него много информации». В последние годы вскрылась малоприятная правда о применявшихся при пытках электрошоке и сигаретах. Свидетели рассказали, как прописано в «Википедии», что «бутылки, оружейные стволы, ножи, змеи, ящерицы впихивались в распоротые животы мужчин и во влагалища женщин». Но и террор со стороны мау-мау был не менее отвратительным.

Британский демограф Джон Блэйкером подсчитал, изучив переписи и статистику рождаемости, что в Кении погибло тогда около 50.000 африканцев. Эрнест Данжума Энэби полагает, что цифра приближается к 100.000. И потому честный Эрнест переживает по поводу того, что сегодня многие жители Чёрного континента с телячьим восторгом обсасывали подробности свадьбы Гарри и Меган, которая, помимо прочих пропагандистских сверхзадач, призвана, по его мнению, «отдать дань уважения британскому империализму».

Автор вступает в заочную полемику с теми, кто утверждает: колониальное рабство – дело далёкого прошлого, нечего ворошить угли на пепелище, а следует бодро и задорно смотреть в будущее. Не согласен Эрнест и с негласными адвокатами принца Гарри, его защищающими таким аргументом: чего взваливать вину на юношу 1984 года рождения, мол, «сын за отца не ответчик».

Для усиления этого привычного тезиса обычно приводят размещённое в Твиттере послание Бернис, дочери Мартина Лютера Кинга: «Дорогая семья: это нормально, если вы смотрели и были душевно тронуты #Королевскойсвадьбой. Это не делает вас бесчувственными и менее озабоченными гуманитарными проблемами в мире. Это не значит, что вы забыли историю. Наслаждайтесь радостными моментами. Нам они нужны, чтобы продолжать работу» (“Dear Family: It’s okay to watch and be moved by the #RoyalWedding. It doesn’t make you insensitive or less caring about the inhumanity in the world. It doesn’t mean you’ve forgotten history. Find moments of joy. We need them to continue the work”).

Историю всё же забывают, парирует Эрнест Данжума Энэби. Никто почему-то не вспоминает 30 миллионов убитых колонизаторами африканцев и вывезенные на триллионы долларов национальные сокровища и природные богатства. У африканцев короткая память, вещает Эрнест и призывает провести сравнение с евреями. Даже после того, как нацистские преступники были осуждены и казнены, после того, как евреи получили в общей сложности компенсацию за свои страдания в размере 89 миллиардов долларов в виде репараций, даже после того, как обрели свой национальный очаг (Государство Израиль), они не смирились, ничего не забыли и постоянно напоминают о пережитом ужасе и Холокосте.

В Британии, согласно опросу, проведённому в 2016 году аналитическим центром YouGov, 67% граждан либо не имеют своего мнения о колониальной эпохе и британской империи, либо – гордятся этой страницей в биографии нации. Память сохраняется выборочно. Чем озабочены и политтехнологи при Букингемском дворце. Елизавета Вторая должна ассоциироваться с дарованной (отметим, вынужденно дарованной) свободой зависимым странами и народам, а не с безжалостным подавлением национально-освободительных движений, убийствами и травлей патриотов, произвольным изменением границ, что на десятилетия вперёд заронило семена раздоров и войн (пример тому – три войны Индии и Пакистана из-за Кашмира), подкупом местной компрадорской буржуазии и элит (см. «Аборигены поквитались с британской короной», №4(109), 2016).

Вывод честного Эрнеста сводится к сравнению разрекламированного виндзорско-голливудского шоу с участием Меган Маркл, чьи предки были вывезены из Африки на невольничьих судах под британским флагом, с умелым трюком по отвлечению внимания от исторической несправедливости. Британская корона ведь не признала своей вины за колониальное разграбление целого континента и не намерена выплачивать компенсацию тем, кого эксплуатировала столетиями.

Королевская «свадьба года» служит не только бутоньеркой в петлице молодящейся британской монархии, но и пиар-акцией для придания респектабельности едва ли не самой жёстокой из когда-либо существовавших на земле захватнических империй (см. «Пятифунтовый расист Черчилль олицетворяет Британию?», №9(113), 2016).

Присутствие на парадном снимке королевского семейства шоколадно-молочной Меган Маркл призвано продемонстрировать примирение с неблаговидным колониальным прошлым через символическую компенсацию всем, кто был подмят пятой белого человека со стеком.

Вадим ВИХРОВ