Европа – мишень антииранского демарша США


Кто сказал, что выход США из атомной сделки с Ираном является шагом, направленным против этой важнейшей страны Среднего Востока?

Да, конечно, тегеранские аятоллы уже не первое десятилетие – как бельмо на вашингтонском глазу и далеко не весь истеблишмент на Потомаке принял соглашение, которое заключила прежняя администрация.

Да, конечно, нынешняя администрация, руководствуясь совершенно понятными соображениями, по совершенно понятным причинам, будет всё равно давить на Иран в попытке, если получится, сломать хребет иранскому режиму, или хотя бы создать ему максимально тяжелые условия и воздвигнуть вокруг него «железный занавес».

Но это – ожидаемая и предсказуемая политическая линия. Гораздо интереснее здесь то, что на американском военном языке называется collateral damage – побочный ущерб. Это когда хотят разбомбить неправильных террористов, а попадают в шумную свадьбу или госпиталь. А там – пойди, проверь. «Я очень сожалею», – говорят в корявом кинопереводе на русский победившие герои американских боевиков, стоя посреди горы трупов плохих парней.

Так и в этой истории. Побочным ущербом, а, может быть, главной мишенью являются европейские союзники США, которых пора построить по росту и приказать рассчитаться на «первый-второй».

Антииранские санкции Вашингтона, которые могут быть расширены до бесконечности, берут на мушку, прежде всего, крупные европейские компании и финансовые учреждения, которые пошли работать в Иран после снятия с него международных санкций, введенных ООН. Рынок очень им интересен, ёмок и платежеспособен. Гражданское строительство, городское оборудование, очистные сооружения, железнодорожный транспорт, пассажирские самолеты, автомобили, нефтегазовая отрасль, электроэнергетика – всего не перечислить из того, где открывалось пространство для работы иностранного бизнеса. Разумеется, иранцы – сложные партнеры, рынок и правила игры на нем не простые, но охота – пуще неволи. Есть ради чего бороться!

Теперь американцы сказали Европе: «Марш оттуда!» На другую чашу весов они положили возможные санкции или потерю американского рынка, возможности работать на нем, право использовать в своей продукции производимые в США компоненты, доступ к возможности проведения операций в долларах и многое другое. После того, как в 2015 году США оштрафовали, по постановлению американского суда, французский банк «БНП-Париба» на 9 миллиардов долларов за предполагаемые нарушения американского же санкционного режима в Судане и еще некоторых странах, такие угрозы в Европе воспринимают всерьез.

А что они теряют? После заключения атомной сделки в 2014 году торговый оборот между Ираном и Евросоюзом вырос до 25 миллиардов евро с 9,5 миллиарда евро. Самая большая доля приходилась на Италию (5 миллиардов), однако итальянцы преимущественно продавали готовую продукцию. Франция же и Германия стали входить в местные проекты, которые были очень привлекательными. Теперь им пришлось первыми бежать оттуда.

Сигнал подал нефтегазовый гигант «Тоталь», который сразу объявил о выходе из одного из проектов на месторождении «Южный Парс». Его долю должен взять другой иностранный партнер – китайская СиЭнПиСи. За ним последовали или собираются последовать другие.

Крупный европейский бизнес не поверил своим политикам, которые на словах громко возмущались, заявляли о поиске решений и даже вводили меры, призванные защитить собственный бизнес от заокеанского произвола. Лидеры их стран вновь оказались не на высоте в отстаивании собственных экономических интересов, как и в случае с Россией.

Словесная активность европейских лидеров на иранском направлении выглядит беспомощной и даже патетической, как король Лир. Послушайте говорливого президента Франции Макрона: «Если мы согласимся с тем, что другие державы, в том числе, союзнические, будут решать за нас, какую дипломатию нам следует проводить, как обеспечивать нашу безопасность, часто ставя нас в очень рискованное положение, то значит, что мы больше не суверенны». Ну, да…

Не будем впадать в пессимизм и, как часто принято в России, сразу говорить, что все безнадежно и все плохо. Иранское досье, с учетом его важности для Евросоюза и той бесцеремонной манере, с какой с ним обошлись США, может дать повод вернуть себе хоть чуточку самостоятельности, способности отстаивать собственные интересы. Если европейцы решатся на такой шаг, пусть и в самом робком виде, следом они могут осмелеть…

Конечно, речь не идет о разрыве атлантической солидарности и выходе из союза с Вашингтоном. Речь – о простом возврате к более сбалансированным союзническим отношениям, хотя бы таким, которые существовали еще в 1980-е годы. Американская же тактика нацелена на достижение прямо противоположной цели: добиться полного подчинения европейских союзников, не только политически, но и экономически. Ближайшие месяцы должны показать, по какому пути пойдут в Европе.

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ