Фрикадельки придумали не шведы, а турки

О горе! Как такое может быть?! Визитная карточки шведской кухни – гастрономическая гордость и источник гарантированных доходов – оказалась не доморощенной, а заимствованной. Мясные шарики, они же фрикадельки, коих попробовал едва ли не каждый посетитель торговой сети ИКЕА, имеют… турецкое происхождение.
Развенчал устоявшийся стереотип один из авторов в национальном аккаунте в Твиттере @swedense, сообщив, что правительство Швеции признало: шведские фрикадельки изначально – турецкая еда.
Возликовав, информагентство Анадолу стало допытываться: каким образом удалось установить эту и без того очевидную для любого из турок истину? Суровую правду им поведала Энни Мэтсон (Annie Mattsson) из университета Упсала.
Король Карл XII, известный как «лев севера» и «шведский метеор», после того, как проиграл битву под Полтавой (8 июля 1709 года), бежал и укрылся в бессарабском городке Бендеры. О ту пору сей край был под властью Блистательной Порты. Здесь король-воитель проживал до 1714 года, пока не рассорился с султаном, что его вынудило круговым путем вернуться домой, в Швецию, которую он не больно жаловал своим присутствием.
Почти шесть лет, проведённые в отуреченной Бессарабии, не прошли даром. Карл приобщился к турецким фрикаделькам («Сулу кёфте») и привёз их ко двору в качестве невоенного трофея. Соотечественники быстро переняли рецепт и вошли во вкус. Так появились местные аналоги под названием köttbullar, а заодно и фаршированные капустные котлеты – голубцы, известные как kåldolmar.
Шведы обязаны своему королю-бродяге и распространением моды на кофе варение и кофе распитие. Тоже переняли у турок. Ритуал превратился в столь буйное увлечение, что на короткий период в конце XVIII века король Густав III даже запретил этот напиток.
Реакция в Турции на признание шведов о происхождении фрикаделек была разнонаправленной. В городе Инегёль в провинции Бурса, что считается столицей мясных шариков, местный шеф-повар Ибрагим Вейсел порадовался: мол, им это немалая честь, если турецкое блюдо «стало образцом для подражания для различных кухонь мира».
А вот Сердар Джам, президент Турецкого агентства сотрудничества и координации, напротив, требует не одного только отказа от первородства, но и оргвыводов, поскольку в торговых супермаркетах ИКЕА продают клиентам по 2 миллиона мясных шариков ежедневно, выдавая их за шведское изобретение.
Серьёзный выпад. Угроза репутационной потери. Нередко в эти кругляшки воткнут синий флажок с жёлтым крестом, а значит, для ИКЕА смена вывески, а вернее, спуск государственного флага, будет болезненна. Хотя едва ли его заменят на турецкий стяг.
В Швеции же отличился своим ироничным комментом ведущий рубрики о туризме в Твиттере Ёрьян (Örjan): «Вся моя жизнь оказалась ошибкой» (“My whole life has been a lie”).
Тем временем, турки ликуют. Мотивация проста. Как гласит русская пословица: «На чужой каравай рот не разевай».
Надежда ДОМБРОВСКАЯ