Венгрия: «Йоббик»: скромное обаяние взрослеющих радикалов


После вторжения политиков из стана Фидес на традиционные охотничьи угодья ультраправых с помощью анти-иммигрантской риторики без сантиментов, и выстраивания колючих заграждений на границе руководители партии «За лучшую Венгрию», они же главные «йоббики», приняли осознанное решение: переместиться ближе к центру, отказавшись от части радикалистского идейного багажа.

Ощутив всеми фибрами своих инстинктов, будучи, по английскому выражению, «политическими животными», что конкурировать за голоса напуганных обывателей стало сложнее, «улучшатели» демонстративно прокляли ошибки своего прошлого.

Покинувший капитанский мостик прежний лидер «йоббиков» Габор Вона, выдавая желаемое за действительное, утверждал в послании изданию «Политико» незадолго до своего ухода: «Йоббик» «повзрослела, превратившись из радикальной нишевой партии в народную партию, способную управлять государством, в то время как Фидес деградировала из правящей народной партии в экстремистскую группировку, готовую пойти на всё ради сохранения власти».

Смена риторики «улучшателей» заметна. Но сомнения в том, что «Йоббик» одумалась и отказалась от радикальных идей, остаются. Особенно после того, как один из их депутатов предложил лишить избирательных прав тех, кто не имеет аттестата зрелости – свидетельства об окончании школы. За этой законодательной инициативой резонно усмотрели попытку превратить в «лишенцев» и «поразить в правах» представителей цыганской общины.

Полное отторжение вызывают само допущение, что «йоббики» эволюционировали в нечто благообразное, у Ференца Дьюрчаня, человека из бизнеса, занимавшего пост премьер-министра Венгрии с сентября 2004 по апрель 2009 года, а ныне возглавляющего Демократическую коалицию (DK). «Йоббик», напоминал он, это «партия, которая ещё несколько лет тому назад сжигала флаги Евросоюза и требовала провести перепись всех евреев».

Между тем, один из лидеров «улучшателей» Мартон Дьёндьёши – это он в 2012 году призвал взять на карандаш всех венгерских евреев – отыгрывает назад ситуацию: «В нашем прошлом есть эпизоды, которыми нам нельзя гордиться». Затем следовала покаянная фраза по поводу его, Дьёндьёши, антисемитской идеи: «Это было ошибочное заявление, и – точка. Я приношу свои извинения».

Фигура Мартона Дьёндьёши заслуживает жирного абзаца. Сын венгерского торгового представителя во времена «народной демократии» в Венгрии, благодаря чему знаком с реалиями ряда стран Южной Азии и арабского востока, Дьёндьёши получил диплом от Тринити колледж в Дублине. Хорошее образование и кругозор позволили ему претендовать на роль интеллектуального вождя и стратега в партии «Йоббик». Свидетельством служит его недавнее признание, имеющее лукавый расчёт – подкрепить навязываемую публике версию о корректировке ценностных ориентиров тех, кого относят к ультраправым: «Редко, когда можно всё поделить на чёрное и белое, и я думаю, это именно то, что мы усвоили».

Главный популяризируемый посыл, повторяемый Дьёндьёши, – «Йоббик» ныне намного ближе по духу мейнстримовским партиям в Западной Европе, чем Фидес при Орбане. В доказательство приводится развёрнутая аргументация: «Хотя вы отвергаем распределение мигрантов в Европе на основе квот, установленных Брюсселем, мы также предупредили правительство, что не следует делать заявления, которые провоцируют исламофобию… Мы не можем идти против одной из мировых религий… Умеренный ислам является нашим союзником в борьбе против экстремизма».

Самым показательным, если не единственным разворотом на 180 градусов стала поддержка «йоббиками» подвергнутых гонениям со стороны властей НКО и, в частности, спонсируемого американским финансистом-филантропом Джорджем Соросом Центрально-Европейского университета.

Не менее симптоматична и медийная война, развёрнутая «йоббиками» против Фидес, нашедшая зримое воплощение на огромных рекламных панно по всей стране. Войну плакатов можно считать венгерской спецификой межпартийной конкуренции. Спонсором кампании в пользу «йоббиков» оказался бывший соратник Виктора Орбана, переметнувшийся после 2015 года в стан его заклятых недругов – Лайош Симишка, медиа-магнат, владевший медиаресурсом «Мадьяр немзет» (переводится как «Венгерская нация») и компанией-оператором наружной рекламы.

Антиправительственные лозунги на панно, щедро оплаченные Симишкой, хлестали наотмашь по глазам и умам избирателей: «Вот почему пенсии такие низкие» или «Вот почему денег на образование нет» или «Вы работаете, они воруют».

Однако, ни политтехнологические румяны и белила, смягчившие боевой раскрас «йоббиков», ни борцовские приемы в наглядной агитации не произвели рокировку в парламентской иерархии: партия За лучшую Венгрию сохранила за собой второе место, но не спихнула бесспорного фаворита Фидес со властного Олимпа.

Следствием стала фактическая капитуляция: через два дня после объявления результатов выборов Лайош Симишка, как это формулирует парижская «Монд», «выбросил на ринг полотенце». Бизнесмен анонсировал распродажу части своей мини медиа-империи. Марианн Ори, редактор международного отдела близкой к власти «Мадьяр хирлап» («Венгерская газета»), объяснила решение магната тем, что он «хотел скинуть правительство и поддерживал партию, которая не выиграла выборы». Симишка «не достиг своих политических целей и теперь не хочет попусту тратить деньги».

Уход лидера партии Габора Воны и фактический отказ Лайоша Симишки и далее спонсировать «йоббиков» не могут считаться хорошими переменами. Партия ослаблена. Но потенциал желающих сползти в центр политического спектра вчерашних ультраправых далеко не исчерпан. «Улучшатели» Венгрии ещё вполне могут о себе заявить.

Вадим ВИХРОВ