Солят, да еще как!


Едва только показания термометров в германских городах опускаются ниже нуля, как – несмотря на все предостережения, а во многих случаях и запреты местных властей – усердные граждане начинают густо солить пешеходные дорожки и автомобильные проезды перед своими домами. Причем, сыплют от души, почти не сообразуясь с экологическими требованиями. Местные же власти с не меньшим усердием посыпают солью проезжую часть улиц.

А защитники окружающей среды? Протестуют, приводят свой любимый аргумент, что солить надо яйцо за завтраком, а не тротуар, но услышаны бывают далеко не всегда.

Экологи предлагают богатый набор альтернативных методов, начиная с классической очистки пешеходных дорожек с помощью лопаты и метлы и кончая различными посыпками – песком, щебнем, гравием, специальными гранулами, противодействующими скольжению, но не наносящими ущерба растениям и почве.

Причем, ущерб этот проявляется многими месяцами позже: пострадавшие от соли деревья утрачивают способность выкачивать из почвы достаточное количество влаги и засыхают. Особенно сильно достается кленам, липам, каштанам.

Конечно, ничего общего с той «засолкой» которая творилась в Германии в 1960-70-х годах нынешняя ситуация не имеет. Но сейчас, когда кассы многих коммун пусты – кризис, знаете ли, откуда взяться средствам? – местные власти просто вынуждены отказываться от более дорогих, хотя и экологически приемлемых, вариантов.

Правда, есть и еще один выход: почти не убирать снег с проезжей части и совсем не использовать соль. Для окружающей среды – сплошная благодать: химикатами ее не травят вовсе. Но этого мало. Представьте, что и автомобильных аварий становится меньше! А это еще почему, спросите вы?

Оказывается, согласно результатам специально проведенных исследований, психология водителей такова, что по «черному» после воздействия соли покрытию они едут значительно резвее, чем по запорошенному заметным слоем снега. И число дорожных происшествий меняется соответствующим образом.

Однако терпеливо сносить упреки в пренебрежении своими обязанностями способны не все коммунальные власти. Вот и пытаются они проскользнуть между Сциллой финансового кризиса и Харибдой общественного негодования. А эта дорога, так уж получилось, посыпана солью…

Вот поэтому, несмотря на все его недостатки, классический способ борьбы со льдом и снегом на дорожном покрытии и оказался в Германии таким живучим. За зиму на проезжую часть – и, разумеется, пешеходные дорожки тоже – в ФРГ вываливается 1,59 миллиона тонн соли. А вы говорите экология!

Андрей ГОРЮХИН