Почему затаились закарпатские венгры


Очередной демарш в стилистике «мягкой силы» предпринял 7 марта 2018 года посол Венгрии на Украине Эрно Кешкеню, психологически подготавливая своих соотечественников в Закарпатье, а заодно и порошенковскую группировку во власти в Киеве, к тому, что давление в пользу предоставления автономии венграм не будет ослабевать.

В интервью порталу «Украинские новости» посол разъяснил: «Наши политики говорят о том, что ничего плохого в автономии нет, что это приемлемая модель в Евросоюзе». Ссылка на юридические нормы ЕС, куда стремится всеми фибрами своих чемоданов и банковских счетов олигархическая верхушка Украины, служит ещё одним аргументом в пропагандистской кампании Будапешта по дискредитации соседнего государства, которое начало дискриминацию венгерского меньшинства.

Тема автономии для закарпатских венгров как никогда актуальна на фоне нарастания центробежных тенденций в лоскутном – начиная с начала XX века – государственном образовании под названием «Украина». Если районы проживания венгерского меньшинства получат права автономии, то это позволит самостоятельно определять приоритеты в рамках самоуправления, в частности, подчеркнул посол, решать вопросы относительно языка обучения в школах.

Попутно посол Кешкеню утверждал, что выдача венгерских паспортов украинским венграм не нарушает никаких законов. Посол обратился к киевским властям с предложением отменить запрет на двойное гражданство, поскольку в Евросоюзе практика двойного гражданства «является абсолютно приемлемой» и распространенной.

Далее последовал символический пассаж. «Жители Закарпатья, которые принадлежат к венгерскому нацменьшинству, не виноваты в том, что границы в истории много раз менялись. Они столетиями были гражданами исторической Венгрии». Отсыл к «исторической Венгрии» есть ничто иное, как напоминание о Трианонском договоре, что скрывает в подтексте оправдание, признаем, понятного желания нации воссоединиться.

Стоит напомнить, что в ноябре 2017 года в интервью телеканалу М1 вице-премьер Венгрии Жолт Шемьен повысил градус патриотической риторики, вспомнив о глубоко укоренившимся седьмом чувстве каждого законопослушного и богобоязненного венгра. Это чувство исторической несправедливости. Цитата: «Венгерское гражданство для закарпатцев – это не только эмоциональный вопрос, но и экзистенциальный, поскольку позволяет им свободно передвигаться по миру. Правительство стремится к этому, чтобы после сотни лет репрессий от «Трианона» люди почувствовали преимущества быть гражданином Венгрии. Это касается материальной помощи врачам, учителям, обеспечения бесплатного питания для детей младшего возраста, доставки вакцин».

В практическом плане наделение закарпатцев правами широкой автономии может произойти либо по обоюдному согласию, что мало вероятно при нынешней власти в Киеве, либо в ситуации форс-мажора.

Пока что закарпатские венгры сидят тихо. В глухой обороне. Изредка огрызаются, скажем, ворчат, что не хотят быть подвергнуты мобилизации (что пацифисты давно окрестили «могилизацией») «на восточный фронт», потому как это, мол, «не наша война».

Причину выжидательной позиции подтвердил и посол Кешкеню: это связано со «сложившейся на востоке ситуацией». Иными словами, в Будапеште допускают, что нацбатальоны и другие военизированные формирования ультра-националистов, а также части регулярной армии Украины могут быть брошены на проведение «АТО» в Закарпатье, если, как это говорится на киевском новоязе, там поднимут голову «сепары».

Тем не менее, толкование ситуации с закарпатскими венграми на Украине послом Кешкеню однозначно указывает на то, что для Венгрии (см. «Будапешт и Киев вступили на тропу словесной войны», №11(124), 2017) защита интересов соотечественников была и остаётся одним из приоритетов внешней политики. Со всеми вытекающим последствиями для отношений между двумя соседними странами.

Владимир МИХЕЕВ