Свершилось! Германия обрела правительство


Итак, первый месяц весны принёс Германии долгожданное событие: в стране, наконец, сформировано легитимное правительство, которого ждали почти шесть месяцев – случай беспрецедентный в послевоенной истории ФРГ!

Перипетии его создания были настолько нудными, что и вспоминать не хочется. По мучительной скуке, с которой всё это тянулось, они могли соперничать разве что с предвыборной кампанией 2017 года. Будь это просто несмешной клоунадой, оно бы ещё полбеды, да только речь-то шла о будущем мощнейшей европейской страны, традиционно задающей в последние годы тон в Единой Европе.

И все же хорошо или плохо, но правительство сформировано и можно попытаться наметить его перспективы. По формальным признакам оно достаточно устойчиво: из 709 депутатов новоизбранного бундестага к «большой» коалиции принадлежат 399. Германским правительствам удавалось успешно работать и при меньшем преимуществе правящих партий.

Но дьявол, как ему и положено, таится в деталях. Когда бундестаг голосовал за предложенное госпожой Меркель правительство, ХДС/ХСС и СДПГ было достаточно набрать арифметическое большинство в 355 голосов. А эти партии набрали даже больше – 364 голоса. Есть повод для радости? Ой, вряд ли… Вспомните о том, что к указанным партиям принадлежат целых 399 депутатов. Иными словами, коалиция имеет в своих рядах 35 противников, воспользовавшихся тем, что голосование было тайным и персональное нарушение партийной дисциплины в этом случае недоказуемо. Можно, конечно, думать, что все отклонившиеся от линии партии – это социал-демократы, у которых очередной переход под ярмо ХДС не вызывал никакого восторга. Но это вряд ли. Наверняка злоумышленники нашлись и в рядах ХДС/ХСС. Есть ли нужда говорить о том, как это характеризует нынешние настроения в партиях? Словом, возможности бунта даже на корабле, ведомом Ангелой Меркель, вполне есть, особенно при возникновении внешних условий, о которых ниже.

Стоит отметить, что исторические аналогии, о которых так любят говорить, что они хромают, не предвещают новоизбранному правительству особенно долгих лет жизни. Из семи послевоенных канцлеров ФРГ только двум – Гельмуту Колю и Курту Кизингеру – удалось относительно спокойно доработать до конца последний легислатуры. (Да, у Кизингера она была первой и единственной, на нём и завершилось двадцатилетнее безраздельное властвование христианских демократов).

Конечно, Конрад Аденауэр, правивший с 1949 по 1963 год, ушел на покой вроде бы из-за преклонного возраста. Но к этому решению его, несомненно, подтолкнуло недовольство, нараставшее в партии из-за большой потери поддержки избирателей на выборах 1961 года.

Людвиг Эрхард, несмотря на звание «творца германского экономического чуда», без мощного политического прикрытия «Старика» («Дер Альте» – прозвище Аденауэра) продержался с 1963 по 1966 год. И в отставку его вынудили уйти соратники.

Вилли Брандта, руководившего с 1969 по 1974 год, подкосило «дело Гийома» – шутка ли, в число ближайших советников проник разведчик из министерства государственной безопасности Германской Демократической Республики. Но изрядную роль сыграло и вызванное этим недоверие товарищей по партии.

Гельмут Шмидт, стоявший у власти с 1974 по 1982 год, досрочно простился с нею в результате вотума недоверия, вынесенного бундестагом. Не помогло и то, что он успешно провёл страну через экономические рифы и мели, порожденные нефтяным кризисом 1973 года, больно ударившим по ФРГ, критически зависящей от импорта энергоносителей.

Герхард Шрёдер, руливший с 1998 по 2005 год, не раз переживал серьезные всплески недовольства товарищей по партии (в одном из них участвовала и Андреа Налес, обречённая на то, чтобы в апреле возглавить Социал-демократическую партию Германии). В конце концов, проиграв земельные выборы в Северном Рейне – Вестфалии и из-за этого утратив большинство в бундесрате – второй палате парламента – социал-демократы были вынуждены застопорить реформы, мучительные и весьма непопулярные. И о создании «большой коалиции», приведшей к власти пока несменяемую Меркель, однопартийцы договорились в общем-то за спиной своего лидера.

Хотя порой и любят говорить, что история учит только тому, что она ничему не учит, четвертому правительству Ангелы Меркель Клио не обещает радужных перспектив.

Серьёзные испытания ждут социал-демократов в ближайшее время. Осенью им предстоит пройти через горнило двух земельных выборов. Во-первых, лидеру местного правительства Маркусу Сёдеру придётся отстаивать абсолютное большинство в баварском ландтаге, полученное в наследство от Хорста Зеехофера, занявшего в новом федеральном правительстве пост министра внутренних дел. Во-вторых, христианский демократ Фолькер Буфьер должен будет доказать, что в Гессене по-прежнему может оставаться у власти «чёрно-зелёная» коалиция. Серьёзный неуспех на земельных выборах, не говоря уже о провале, может стать серьезнейшим ударом по берлинскому правительству.

Не менее щедрым на испытания на прочность будет и следующий, 2019 год. Летом состоятся выборы в Европейский Парламент, который в ФРГ принято считать своего рода «мини-выборами» в бундестаг. А ещё через полгода предстоят выборы в трёх землях Восточной Германии – Бранденбурге, Саксонии и Тюрингии. И все они могут таить в себе массу неприятных сюрпризов для ХДС, не пользующейся в этих землях особенной популярностью.

И только успешно пережив два ближайших года, четвёртое правительство Меркель может рассчитывать досидеть в седле до конца легислатуры.

Непросто обстоят дела и у социал-демократов. На продолжение работы в рамках «большой коалиции» они пошли скрепя сердце, поскольку партия сейчас в откровенно убогом состоянии и на новые выборы в бундестаг идти ей не с чем. Если Андреа Налес сумеет переломить ситуацию и популярность СДПГ пойдет на подъем, они вполне могут выйти из коалиции в удобный для себя момент, не досиживая до конца положенного срока. По тому, кого они делегировали в правительство, взять хотя бы министра иностранных дел Хайко Мааса (см. «Германия: неожиданный взлёт», №3(128), 2018), резонно предположить, что такая жертва фигур вполне возможна.

Надо заметить, что социал-демократы, публично и неоднократно обещавшие, что «как прежде» в четвёртом правительстве Меркель дела идти не будут, пока не очень успешно выполняют свои обещания. До сих пор ведущую роль в общественных обсуждениях играет Хорст Зехофер (ХСС) – сторонник жёсткой линии по отношению к мигрантам и отчётливый противник исламистов. В горячих спорах о допустимости абортов тон задаёт министр здравоохранения Йенс Шпан (ХДС).

Социал-демократическая молодёжь, открыто бузившая в ходе обсуждения коалиционного договора (см. «Германия: «Нет!» – «большой коалиции»», №1(126), 2018), несомненно, будет продолжать мутить воду, таковы уж давние традиции германской политической жизни.

В общем, повторимся: радужных перспектив у нового правительства ФРГ не прорисовывается.

Александр ВАРВАРИН