Многоцветный мир греческой древности


Выставка «Цветные Боги» в Афинском Археологическом Музее

Вы никогда не задумывались о том, как бы вы восприняли сообщение, что ваш прадед был, скажем, негром? Или что почувствовал бы негр, узнав о существовании белого предка? А слушать свой собственный голос в записи когда-нибудь пробовали? Очевидно, что в обоих случаях результат поразительный. При прослушивании собственного голоса первая реакция похожа на шок, ибо нажатие кнопки ничего не оставляет от того представления, которое мы с детства имели о тембре собственного голоса.

Еще большее потрясение пришлось пережить тысячам посетителей выставки «Цветные Боги», открывшейся недавно в обновленном государственном археологическом музее в Афинах. Как во всем мире, так и в Греции все поколения людей росли в уверенности, что и Парфенон, и вообще все античные статуи, которые археологи продолжают извлекать из культурных слоев, были белого цвета.

Этот взгляд господствует с эпохи Возрождения, когда европейцы впервые взглянули романтическим взглядом своей эпохи на развалины древнегреческих храмов, восхищаясь белизной мрамора или благородной патиной – отпечатком времени на постепенно окисляющейся поверхности мрамора, напоминавшей Шатобриану цвет спелого колоса.

Однако с XVIII века археологи, даже теми средствами, которыми они тогда располагали, стали открывать остатки слоев краски на мраморных поверхностях статуй,  постройках и других произведениях искусства, в основном, естественно, на тех, которые избежали выветривания, воздействия дождей и солнечного света. Важной вехой в исследованиях окраски античных статуй стало открытие цветового решения храма Афины Афаи на острове Эгина, сделанное немецкими археологами.

Как сказал директор Национального Археологического Музея и выдающийся археолог Николаос Кальцас, «восстановление цветового покрытия статуй вызывает удивление, однако реальность такова, что мраморный мир греческой древности был многоцветным». «Да он и не мог быть другим, добавляет археолог, потому что такой живой и жизнерадостный народ как древние греки, жившие к тому же в такой полноцветной среде, должны были стремиться к живому искусству, а не к трансцендентному». «Да разве могло быть такое, чтобы платье девушки осталось бы мраморно-белым, если в действительности оно было разноцветным и расшитым? Разве осталось бы холодным и безжизненным обнаженное тело юноши?» задается риторическим вопросом греческий археолог.

Еще задолго до классических античных времен в восточном Средиземноморье появились центры высокой культуры, широко практикующие окраску поверхностей. Три цивилизации, зародившиеся в восточном Средиземноморье – Кикладская, Минойская и Микенская, оставили нам, в числе прочего, уникальные по реализму цветные композиции.

Сегодня посетители афинского Национального Археологического Музея, могут убедиться, что попали на одну из самых интересных выставок, когда-либо устраивавшихся в Греции. Идея выставки основывается на многолетних исследованиях, осуществлявшихся с 1982 в Мюнхенском университете. Методология этих исследований предполагает фотографирование на специальную пленку и со специальным освещением, химический и спектральный анализы, сканирование поверхности различными излучениями и т.д. Результаты превзошли все ожидания.  Проявились целые сцены, недоступные прежде невооруженному глазу. Особенно это касается одежды и изваянных из мрамора подобий керамических сосудов. Взору как археологов, так и простых людей открылись краски, которые невозможно было даже заподозрить на статуях, будь то изображение живого тела или одежды. На выставке представлены 21 копия известных статуй, таких как торс в панцире с Акрополя под номером 599, голова юноши из мюнхенского Музея скульптуры, статуя коры в пеплосе с Акрополя, лев из Лутраки, фрагменты саркофага Александра Великого и другие. В целях усиления познавательного эффекта выставки и в целях обогащения ее содержания – поскольку планируется ее проведение также и за рубежом – рядом с раскрашенными копиями выставляются еще 51 произведение ваяния из коллекции музея. В их числе 29 статуй, из которых самые известные это сидящий Дионис и Афина, найденная в местечке Варваки, надгробные стелы и статуэтки, использовавшиеся в качестве приношений. Также там выставлены 4 кикладских идола, голубая раковина и раскрашенная кикладская посуда из Доисторической коллекции.

Остается только пожелать вам, если вы собираетесь в Грецию, сделать остановку в Археологическом музее, который, скажем без ложной скромности, располагает, помимо вышеупомянутой выставки, одним из самых значительных в мире собраний древнегреческого искусства.

Благодарим журнал «Эллада» за любезно предоставленный материал, а директора Археологичекого музея Никоса Кальцаса и его научных сотрудников, гг. Мостратоса, Янопулу и Менегаса – за уникальные фотографии и содействие в подготовке публикации.

№6(12), 2007