ЕС: Юнкер выступает против права вето


В выступлении главы Европейской Комиссии Жан-Клода Юнкера на мюнхенской конференции по безопасности прозвучало примечательное требование. Он призвал отказаться от ныне действующего права вето, которым располагают национальные представители в отношении общеевропейских решений в области внешней политики и политики безопасности. Тем самым он фактически поддержал мнение тех, кто считает, что ЕС надо сконцентрироваться на важнейших направлениях деятельности, а не увязать в бесконечных дискуссиях, парализующих его дееспособность. В области международной политики это особенно важно, поскольку в качестве серьезного глобального игрока Союз может выступать только тогда, когда при необходимости будет способен продемонстрировать согласованную позицию.

Это, безусловно, можно расценивать как более чем прозрачный намёк на то, что странам Вышеградской группы – Польше, Чехии, Словакии и Венгрии – пора оставить свои вольнодумные затеи и подчиняться общей дисциплине. Ведь именно они требуют расширения права на применение национального вето, а своё неприятие решения большинства относительно распределения беженцев, наводнивших Италию и Грецию, сделали поводом для того, чтобы поставить под сомнение чуть ли не всю систему принятия решений, устоявшуюся в ЕС за многие десятилетия. И призыв Юнкера направлен на то, чтобы дебаты подобного рода утратили всякий смысл.

В общем-то, вопрос этот действительно имеет ключевое значение для будущего Европейского Союза. Каким быть этому надгосударственному образованию? Должно ли оно иметь возможно меньшее влияние на входящие в него государства, получающие возможность преследовать в первую очередь собственные интересы или, напротив, обязано стать эффективным союзом, способным достойно представлять интересы всех своих членов?

Второй вариант теоретически, несомненно, выглядит предпочтительнее. Но вот на практике дело обстоит вовсе не так гладко. Намерение привести к общему знаменателю внешнюю политику всех почти трёх десятков стран, составляющих нынешний ЕС, пока выглядит довольно иллюзорно. Опыт минувших десятилетий только подтверждает это. Скажем, относительно ведущих мировых держав – России, Китая, США – позиции различных стран Союза порой заметно отличались.

Да что там глобальные лидеры! Достаточно вспомнить хотя бы пример Косово, государственность которого признали только двадцать три из двадцати восьми стран ЕС. Европейский Парламент, принимающий свои решения простым большинством голосов, в этом вопросе сумел продемонстрировать большую гибкость, нежели национальные правительства: депутаты высказались за то, чтобы оставшиеся пять стран признали Косово.

Конечно, высказывание Юнкера пока носит только символический характер, ведь отказ от принятия решений на основе консенсуса потребует изменения системы договоров, формирующих европейское законодательство. А после тех проблем, которые сопровождали ратификацию Лиссабонского договора, сейчас Европейской Комиссии вряд ли захочется повторить этот непростой опыт. Так что Юнкер пока предлагает воспользоваться тем пространством для манёвра, которое, по его мнению, открывает 31 статья Договора ЕС. В ней содержится указание на то, что в отдельных вопросах правительства стран ЕС могут отступать от единогласного принципа принятия решений. Правда, круг этих вопросов ограничен и не может включать в себя военных проблем. Брюссельские журналисты уже сообщали, что Европейская Комиссия предусмотрительно запаслась кое-какими наработками и намеревается выступить с предложением о том, что по вопросам, касающимся нарушения прав человека, санкций против третьих стран и гражданских миссий, решения могут быть приняты большинством голосов.

Андрей ГОРЮХИН